Гимнастика при воспалении яичников
В острую фазу воспаления придатков матки необходимо отказаться от занятий спортом. При аднексите нужны физические нагрузки, но только после стихания воспалительного процесса или на фоне хронического сальпингоофорита. Оптимально использовать специальные упражнения, входящие в комплекс лечебной гимнастики.
Обязательное условие проведения ЛФК – врачебный контроль, особенно на первом этапе реабилитационных мероприятий. Комплексный подход к терапии воспаления в придатках поможет предотвратить рецидив и снизит риск трубно-перитонеального бесплодия.
Положительные свойства физических нагрузок
Реабилитационная терапия при хроническом аднексите включает лечебную физкультуру, которая обеспечивает следующие позитивные свойства:
- коррекция нарушенного кровотока в сосудистой системе репродуктивной системы;
- улучшение местных обменных процессов в области малого таза;
- устранение накопившейся воспалительной жидкости (антиэкссудативный эффект);
- помощь в рассасывании спаек;
- воздействие на иммунную защиту и компенсаторные механизмы в детородных органах;
- успокаивающий и умеренный обезболивающий эффект.
Поэтапная восстановительная терапия с ЛФК и санаторно-курортным лечением является важным лечебным фактором, обеспечивающим противорецидивное и противоспаечное действие.
Показания для ЛФК
Специальная гимнастика при хроническом сальпингоофорите показана в следующих случаях:
- воспалительный процесс в придатках матки в состоянии стойкой ремиссии;
- хронический сальпингит и оофорит в стадии затухающего обострения;
- аднексит, являющийся причиной бесплодия;
- нарушение менструального цикла, возникшего на фоне оофорита или аднексита;
- послеоперационное состояние при хирургическом лечении осложненных форм сальпингоофорита.
Выбор метода реабилитационной терапии определяется лечащим врачом, а любые варианты ЛФК предполагают активное участие специально обученного инструктора.
Противопоказания для занятий спортом
Активные виды спорта, особенно связанные с выраженной физической нагрузкой или повышенной травмоопасностью, недопустимы на фоне любых форм сальпингоофорита. Необходимо избегать следующих видов спортивных занятий:
- групповой фитнес с прыжковыми и силовыми элементами;
- спортивные игры;
- упражнения с гантелями и штангой;
- бег и длительная ходьба;
- спорт вне помещения в зимнее время.
Лечебная физкультура противопоказана в следующих ситуациях:
- острый аднексит;
- подострый сальпингоофорит;
- обострение хронического воспаления в придатках;
- выраженный болевой синдром;
- повышение температуры;
- маточное кровотечение.
Необходимо строго соблюдать советы и рекомендации специалиста на всех этапах лечебного процесса, не пытаясь посещать фитнес-клуб в момент ухудшения состояния.
Принципы ЛФК
Врач совместно с инструктором индивидуально для каждой женщины определяют следующие важные принципы лечебной физкультуры:
- продолжительность, темп, интенсивность и выраженность нагрузки подбирается для каждого занятия при строгом учете возраста и общего состояния пациентки;
- упражнения должны быть доступной сложности, а длительность занятий не должна приводить к сильной усталости у женщины;
- обязательным является чередование упражнений на напряжение, расслабление и дыхание;
- при возникновении любой неприятной или отрицательной реакции следует сразу прекратить занятия;
- курс ЛФК с инструктором продолжается не менее 2 недель (при положительном эффекте женщина может самостоятельно продолжить выполнение упражнений).
Правильной подобранный комплекс лечебной гимнастики поможет сохранить тонус мышц, улучшит кровообращение в органах малого таза и предотвратит поздние осложнения сальпингоофорита.
Примерный комплекс упражнений
Специальный комплекс ЛФК при воспалительном процессе в области репродуктивных органов включает следующие упражнения:
- на вдохе потянуться вверх всем телом, встав на носочки, на выдохе – опустить руки вниз и расслабиться;
- сгибание ног (полуприсед) с поочередным переносом веса тела справа налево;
- наклоны вперед всем телом с попыткой дотянуться до ступни;
- медленные и глубокие приседания;
- повороты тела направо и налево с отведением одноименной руки;
- имитация езды на велосипеде в положении лежа на спине;
- подъем тела из положения лежа с обязательной помощью рук;
- лежа на спине совершать глубокие вдохи с выпячиванием живота;
- поочередное поднимание каждой из ног вперед, в сторону и назад.
На занятии инструктор будет перемежать физические нагрузки с упражнениями на расслабление и дыхание. Каждое движение следует выполнять медленно, соблюдая указанное специалистом количество повторений. Нежелательно пытаться самостоятельно увеличивать нагрузку. После окончания занятий необходимо отдыхать не менее 2 часов.
При любом вариант сальпингоофорита комплексное лечение предполагает сочетание лекарственной и немедикаментозной терапии. Необходимо строго соблюдать этапность лечебных факторов, чтобы получить максимальный эффект и создать условия для выздоровления.
В современной медицине лечебная физкультура применяется при многих заболеваниях. Лечение движением — сегодня неотъемлемая часть комплексной терапии. Лечебная физкультура оказывает не только местное, но и общее оздоровительное воздействие на больной организм. Дозированное движение стимулирует все функции организма, в том числе укрепляет нервную систему и оказывает тонизирующее действие. Это способствует ликвидации болезненного процесса.Физические упражнения стимулируют кровообращение, усиливают обмен веществ, повышают окислительно-восстановительные процессы в тканях, предупреждают и ликвидируют застой венозной крови в области малого таза. При выполнении физических упражнений раскрывается большое количество мельчайших кровеносных сосудов, что приводит к улучшению питания тканей. В свою очередь в тканях, хорошо снабжаемых питательными веществами, быстрее ликвидируются инфекционные процессы, ускоряются процессы заживления и восстановления.
Как известно, физические упражнения укрепляют и тренируют мышцы, а женская матка является как раз мышечным органом, поэтому при многих гинекологических заболеваниях лечебная физкультура является основным методом лечения. В частности, при хроническом аднексите она успешно помогает основному лечению и входит в комплекс рассасывающей терапии.
Задача лечебной физкультуры при хронических воспалительных заболеваниях — поднять общий тонус организма, улучшить дыхательную функцию, кровообращение, ликвидировать застойные явления в области малого таза, укрепить мышцы брюшного пресса и тазового дна, способствовать рассасыванию воспалительных процессов.
ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ.
Приступая к занятиям лечебной физкультурой, в идеале следует посоветоваться с врачом, который даст указания о допустимой нагрузке, дозировке и характере упражнений.
Противопоказаниями к занятию лечебной физкультурой являются: выраженная недостаточность кровообращения, обострение хронической коронарной недостаточности (приступы стенокардии), аневризма сердца и аорты, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки в стадии обострения, заболевания крови, гипертоническая болезнь с постоянным высоким уровнем давления (выше 220/120 мм рт. ст.), гипотензия (артериальное давление ниже 90/50 мм рт. ст.), острые инфекционные заболевания в лихорадочной стадии, значительная близорукость (-15 диоптрий) в комплексе со стойкими изменениями глазного дна (высокое внутриглазное давление, риск отслойки сетчатки), тяжелые формы сахарного диабета (в стадии декомпенсации). Противопоказаниями к занятиям являются также острые воспалительные процессы женских половых органов, сопровождающиеся высокой температурой, кровотечением,раздражением тазовой брюшины, закрытые гнойные процессы до вскрытия гнойного очага и создания хорошего оттока, наличие кисты на ножке, внематочная беременность или подозрение на нее.
Приступая к первым занятиям лечебной физкультуры, надо давать себе небольшую физическую нагрузку и только постепенно ее увеличивать. Чем вы старше, тем медленнее должна возрастать физическая нагрузка. Помните о том, что в большинстве случаев физическую нагрузку увеличивает ускорение движений, однако при некоторых упражнениях, например при поднимании и выпрямлении ног из исходного положения лежа на спине, медленный темп, наоборот, затрудняет упражнение.
Для регулирования физической нагрузки используют также следующие приемы:
— Если из положения лежа переходить в положение сидя с помощью рук — это нетрудно, а если при этом руки заложить за голову, то это будет значительно труднее.
— При увеличении амплитуды движения упражнения становятся более трудными.
— Исходное положение надо выбирать с учетом функциональных возможностей организма. Так, полным женщинам бывает трудно делать упражнения в исходном положении лежа на спине, так как при этом содержимое брюшной полости смещается вверх, что значительно затрудняет работу сердца и легких. В этих случаях под голову надо подкладывать высокую подушку, а сами упражнения выполнять лежа не на полу, а на кровати или кушетке. Ослабленным или пожилым людям будет значительно легче вместо исходного положения лежа выполнять упражнения в исходном положении сидя. Женщинам с повышенным артериальным давлением не рекомендуются упражнения в коленнолоктевом положении (стоя на четвереньках), а также глубокие сгибания туловища вперед, во время которых могут возникать приливы крови к голове и повышение внутричерепного давления.
— Выполняя физические упражнения, дышите свободно и непринужденно. Следите, чтобы не было задержки дыхания. При сгибании туловища, наклонах удобнее делать: выпрямляясь — выдох, а прогибаясь — вдох. В перерывах между трудными упражнениями занимайтесь дыхательной гимнастикой (ритмично и глубоко дышите носом) или старайтесь максимально расслабиться (если вы лежите или сидите на стуле).
— Каждое занятие лечебной физкультуры надо начинать с разминки. Наиболее трудные для вас упражнения выполняйте в середине комплекса с постепенным снижением нагрузки к концу. Заканчивайте всегда дыхательными упражнениями и упражнениями на расслабление.
-Для получения необходимого эффекта заниматься надо регулярно: не реже 2-3 раз в неделю. Продолжительность занятия в среднем 20-25 минут. Заниматься следует в не стесняющей движения одежде. Желательно проводить занятие под музыку.
А теперь предлагаем вам сам комплекс физических упражнений при воспалительных гинекологических заболеваниях.
Исходное положение — стоя:
— Потягивание, руки вверх — вдох. Выполнить 4-6 раз.
— Наклон туловища с поворотом, на повороте — выдох. Выполнить 4-5 раз в каждую сторону.
— Наклоны в стороны. Дыхание равномерное. Выполнять 4-5 раз в каждую сторону.
— Приседания на выдохе. Выполнить 5-10 раз.
— Имитация бокса. Дыхание равномерное. Выполнить 5-10 ударов каждой рукой.
Исходное положение — стоя на коленях:
— Прогнуться, касаясь руками пяток, — вдох, затем наклониться вперед — выдох. Выполнить 4-8 раз.
Исходное положение — лежа на спине:
— Выполнять движения ногами «велосипед», повторить 5-10 раз каждой ногой. Дыхание равномерное.
Исходное положение — лежа на животе.
— Вдох. Развести ноги в стороны — выдох. Выполнить 5-10 раз.
Исходное положение — стоя:
— Сгибание, стоящие на стуле ноги в колене, сгибать на выдохе. Выполнить 5-6 раз каждой ногой.
— Руки перед грудью сжать в кулаки. Развести руки в стороны — выдох. Выполнить 3-5 раз.
Физические упражнения можно делать даже в условиях строгого постельного режима: в медленном темпе выполнять пассивные движения руками и ногами, активные движения в мелких суставах рук и ног, дыхательные упражнения умеренной глубины (продолжительность занятия -около 10 минут). Даже при столь простых упражнениях происходит повышение нервно-психического тонуса, снижение подавленности больного человека, стимуляция физиологических механизмов борьбы с болезнью и улучшение функционального состояния организма. Когда врач разрешит сидеть, садитесь на стул и делайте активные движения руками и ногами, упражнения для мышц туловища (продолжительность занятия — 15 минут), когда можно будет ходить — спокойно походите (длительность ходьбы — 70-80 шагов).
Приведем примеры физических упражнений, которые можно делать на стадии выздоровления:
— Лежа на спине — подтягивать ноги пятками к тазу, разводить в стороны и сводить согнутые в коленях ноги, поднимать прямые ноги, подтягивать по очереди согнутые в коленных и тазобедренных суставах ноги к груди, совершать круговые движения ногами, имитировать езду на велосипеде, плавание стилем «брасс».
— Сидя на полу — сводить и разводить ноги с сопротивлением, выполнять наклоны корпуса к правой и левой стопе, повороты корпуса.
Ïîíÿòèå è îñîáåííîñòè ëå÷åáíîé ôèçêóëüòóðû (ËÔÊ). Ëå÷åáíàÿ ôèçêóëüòóðà ïðè ãèíåêîëîãè÷åñêèõ çàáîëåâàíèÿõ (ïðè êèñòå ÿè÷íèêà è äð.): åå çàäà÷è, îñíîâíûå ôîðìû, ïðèìåðíûé êîìïëåêñ óïðàæíåíèé. ËÔÊ â àêóøåðñòâå: ïðè áåðåìåííîñòè è â ïîñëåðîäîâîé ïåðèîä.
Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.
Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/
Ðåôåðàò
Íà òåìó: «Ëå÷åáíàÿ ôèçêóëüòóðà ïðè ãèíåêîëîãè÷åñêèõ çàáîëåâàíèÿõ»
Ñîäåðæàíèå
Ââåäåíèå
1. Ïîíÿòèå è îñîáåííîñòè ëå÷åáíîé ôèçêóëüòóðû
2. Ëå÷åáíàÿ ôèçêóëüòóðà ïðè ãèíåêîëîãè÷åñêèõ çàáîëåâàíèÿõ
2.1 ËÔÊ ïðè êèñòå ÿè÷íèêà
3. Ëå÷åáíàÿ ôèçêóëüòóðà â àêóøåðñòâå
3.1 Ëå÷åáíàÿ ôèçêóëüòóðà ïðè áåðåìåííîñòè
3.2 ËÔÊ â ïîñëåðîäîâîé ïåðèîä
Çàêëþ÷åíèå
Ââåäåíèå
Ôèçè÷åñêàÿ àêòèâíîñòü — îäíî èç âàæíûõ óñëîâèé æèçíè è ðàçâèòèÿ ÷åëîâåêà. Åå ñëåäóåò ðàññìàòðèâàòü êàê áèîëîãè÷åñêèé ðàçäðàæèòåëü, ñòèìóëèðóþùèé ïðîöåññû ðîñòà, ðàçâèòèÿ è ôîðìèðîâàíèÿ îðãàíèçìà.
Ôèçè÷åñêàÿ àêòèâíîñòü çàâèñèò îò ôóíêöèîíàëüíûõ âîçìîæíîñòåé ïàöèåíòà, åãî âîçðàñòà, ïîëà è çäîðîâüÿ.
Äëÿ áîëüøèíñòâà áîëüíûõ õàðàêòåðíî ñíèæåíèå æèçíåííîãî òîíóñà. Îíî íåèçáåæíî â óñëîâèÿõ ïîñòåëüíîãî ðåæèìà èç-çà óìåíüøåíèÿ äâèãàòåëüíîé àêòèâíîñòè. Ïðè äëèòåëüíîì ïîñòåëüíîì ðåæèìå, îñîáåííî â ñî÷åòàíèè ñ èììîáèëèçàöèåé, ïðîèñõîäèò èçâðàùåíèå íåðâíî-ñîìàòè÷åñêèõ è âåãåòàòèâíûõ ðåàêöèé.
Çàáîëåâàíèå (òðàâìà) è ãèïîäèíàìèÿ âåäóò ê àòðîôèè ìûøö, ôóíêöèîíàëüíûì íàðóøåíèÿì ýíäîêðèííîé è êàðäèîðåñïèðàòîðíîé ñèñòåì è ò.ä. Ïîýòîìó ïðèìåíåíèå ôèçè÷åñêèõ óïðàæíåíèé äëÿ ïðîôèëàêòèêè è ëå÷åíèÿ çàáîëåâàíèé îáîñíîâàíî.
Ïðîôèëàêòè÷åñêèé è ëå÷åáíûé ýôôåêò ïðè äîçèðîâàííîé òðåíèðîâêå âîçìîæåí ïðè ñîáëþäåíèè ðÿäà ïðèíöèïîâ: ñèñòåìàòè÷íîñòè, ðåãóëÿðíîñòè, äëèòåëüíîñòè, äîçèðîâàíèè íàãðóçîê, èíäèâèäóàëèçàöèè.
Ïðè îòêëîíåíèÿõ â ñîñòîÿíèè çäîðîâüÿ äëÿ ïàöèåíòà íàçíà÷àþò ëå÷åáíóþ ôèçêóëüòóðó (ËÔÊ). ËÔÊ â äàííîì ñëó÷àå ÿâëÿåòñÿ ìåòîäîì ôóíêöèîíàëüíîé òåðàïèè.
Ëå÷åáíàÿ ôèçè÷åñêàÿ êóëüòóðà — ñîñòàâíàÿ ÷àñòü äâèãàòåëüíîãî ðåæèìà áîëüíîãî. Îíà óñêîðÿåò ïðîöåññû ðåãåíåðàöèè òêàíåé, íîðìàëèçóåò äûõàíèå, äåÿòåëüíîñòü ñåðäå÷íî-ñîñóäèñòîé ñèñòåìû, æåëóäî÷íî-êèøå÷íîãî òðàêòà, îáëåã÷àåò ñîñòîÿíèå ïðè áåðåìåííîñòè è ãèíåêîëîãè÷åñêèõ çàáîëåâàíèÿõ.
Ïðèìåíåíèå ôèçè÷åñêèõ óïðàæíåíèé áîëüíûìè — îñíîâíîå ñðåäñòâî àêòèâíîãî âìåøàòåëüñòâà â ïðîöåññ ôîðìèðîâàíèÿ êîìïåíñàöèé.
1. Ïîíÿòèå è îñîáåííîñòè ëå÷åáíîé ôèçêóëüòóðû
Òåðìèí «ëå÷åáíàÿ ôèçêóëüòóðà» ïðåæäå âñåãî, îáîçíà÷àåò ðàçäåë ìåäèöèíû, èçó÷àþùèé ëå÷åíèå è ïðîôèëàêòèêó çàáîëåâàíèé ìåòîäàìè ôèçêóëüòóðû (îáû÷íî â ñî÷åòàíèè ñ ôèçèîòåðàïåâòè÷åñêèìè ïðîöåäóðàìè è ìàññàæåì).
Ñ äðóãîé ñòîðîíû, ëå÷åáíàÿ ôèçè÷åñêàÿ êóëüòóðà ÿâëÿåòñÿ ðàçäåëîì ôèçè÷åñêîé êóëüòóðû, â êîòîðîì ðàññìàòðèâàþò ôèçè÷åñêèå óïðàæíåíèÿ äëÿ âîññòàíîâëåíèÿ çäîðîâüÿ áîëüíîãî ÷åëîâåêà è åãî òðóäîñïîñîáíîñòè
Ïî ìíåíèþ Äóáðîâñêîãî Â.È. ëå÷åáíàÿ ôèçêóëüòóðà (ËÔÊ) — ìåòîä, èñïîëüçóþùèé ñðåäñòâà ôèçè÷åñêîé êóëüòóðû ñ ëå÷åáíî-ïðîôèëàêòè÷åñêîé öåëüþ äëÿ áîëåå áûñòðîãî è ïîëíîöåííîãî âîññòàíîâëåíèÿ çäîðîâüÿ è ïðåäóïðåæäåíèÿ îñëîæíåíèé çàáîëåâàíèÿ. Äóáðîâñêèé Â.È. Ëå÷åáíàÿ ôèçè÷åñêàÿ êóëüòóðà (êèíåçîòåðàïèÿ): Ó÷åá. äëÿ ñòóä. âûñø. ó÷åá, çàâåäåíèé. — 2-å èçä., ñòåð. — Ì.: Ãóìà-íèò. èçä. öåíòð ÂËÀÄÎÑ, 2001. — 608 ñ.: èë.
Åïèôàíîâ Å.À ñ÷èòàåò, ÷òî ëå÷åáíàÿ ôèçêóëüòóðà (ËÔÊ) — ýòî ñîâîêóïíîñòü ìåòîäîâ ëå÷åíèÿ, ïðîôèëàêòèêè è ìåäèöèíñêîé ðåàáèëèòàöèè, êîòîðûå îñíîâàíû íà èñïîëüçîâàíèè ôèçè÷åñêèõ óïðàæíåíèé, ìåòîäè÷åñêè ðàçðàáîòàííûõ è ñïåöèàëüíî ïîäîáðàííûõ. Ëå÷åáíàÿ ôèçêóëüòóðà è ñïîðòèâíàÿ ìåäèöèíà: ó÷åáíèê äëÿ âóçîâ / Åïèôàíîâ Â.À. — 2007. — 568 ñ.
ËÔÊ îáû÷íî èñïîëüçóåòñÿ â ñî÷åòàíèè ñ äðóãèìè òåðàïåâòè÷åñêèìè ñðåäñòâàìè íà ôîíå ðåãëàìåíòèðîâàííîãî ðåæèìà è â ñîîòâåòñòâèè ñ òåðàïåâòè÷åñêèìè çàäà÷àìè.
Íà îòäåëüíûõ ýòàïàõ êóðñà ëå÷åíèÿ ËÔÊ ñïîñîáñòâóåò ïðåäóïðåæäåíèþ îñëîæíåíèé, âûçûâàåìûõ äëèòåëüíûì ïîêîåì; óñêîðåíèþ ëèêâèäàöèè àíàòîìè÷åñêèõ è ôóíêöèîíàëüíûõ íàðóøåíèé; ñîõðàíåíèþ, âîññòàíîâëåíèþ èëè ñîçäàíèþ íîâûõ óñëîâèé äëÿ ôóíêöèîíàëüíîé àäàïòàöèè îðãàíèçìà áîëüíîãî ê ôèçè÷åñêèì íàãðóçêàì.
Äåéñòâóþùèì ôàêòîðîì ËÔÊ ÿâëÿþòñÿ ôèçè÷åñêèå óïðàæíåíèÿ, òî åñòü äâèæåíèÿ, ñïåöèàëüíî îðãàíèçîâàííûå (ãèìíàñòè÷åñêèå, ñïîðòèâíî-ïðèêëàäíûå, èãðîâûå) è ïðèìåíÿåìûå â êà÷åñòâå íåñïåöèôè÷åñêîãî ðàçäðàæèòåëÿ ñ öåëüþ ëå÷åíèÿ è ðåàáèëèòàöèè áîëüíîãî. Ôèçè÷åñêèå óïðàæíåíèÿ ñïîñîáñòâóþò âîññòàíîâëåíèþ íå òîëüêî ôèçè÷åñêèõ, íî è ïñèõè÷åñêèõ ñèë.
Îñîáåííîñòüþ ìåòîäà ËÔÊ ÿâëÿåòñÿ òàêæå åãî åñòåñòâåííî-áèîëîãè÷åñêîå ñîäåðæàíèå, òàê êàê â ëå÷åáíûõ öåëÿõ èñïîëüçóåòñÿ îäíà èç îñíîâíûõ ôóíêöèé, ïðèñóùàÿ âñÿêîìó æèâîìó îðãàíèçìó, — ôóíêöèÿ äâèæåíèÿ. Îíà ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé áèîëîãè÷åñêèé ðàçäðàæèòåëü, ñòèìóëèðóþùèé ïðîöåññû ðîñòà, ðàçâèòèÿ è ôîðìèðîâàíèÿ îðãàíèçìà. Ëþáîé êîìïëåêñ ëå÷åáíîé ôèçêóëüòóðû âêëþ÷àåò áîëüíîãî â àêòèâíîå ó÷àñòèå â ëå÷åáíîì ïðîöåññå — â ïðîòèâîïîëîæíîñòü äðóãèì ëå÷åáíûì ìåòîäàì, êîãäà áîëüíîé îáû÷íî ïàññèâåí è ëå÷åáíûå ïðîöåäóðû âûïîëíÿåò ìåäèöèíñêèé ïåðñîíàë (íàïðèìåð, ôèçèîòåðàïåâò).
ËÔÊ ÿâëÿåòñÿ òàêæå ìåòîäîì ôóíêöèîíàëüíîé òåðàïèè. Ôèçè÷åñêèå óïðàæíåíèÿ, ñòèìóëèðóÿ ôóíêöèîíàëüíóþ äåÿòåëüíîñòü âñåõ îñíîâíûõ ñèñòåì îðãàíèçìà, â èòîãå ïðèâîäÿò ê ðàçâèòèþ ôóíêöèîíàëüíîé àäàïòàöèè áîëüíîãî.
ËÔÊ íàäî ñ÷èòàòü ìåòîäîì ïàòîãåíåòè÷åñêîé òåðàïèè. Ôèçè÷åñêèå óïðàæíåíèÿ, âëèÿÿ íà ðåàêòèâíîñòü áîëüíîãî, èçìåíÿþò êàê îáùóþ ðåàêöèþ, òàê è ìåñòíîå åå ïðîÿâëåíèå. Òðåíèðîâêó áîëüíîãî ñëåäóåò ðàññìàòðèâàòü êàê ïðîöåññ ñèñòåìàòè÷åñêîãî è äîçèðîâàííîãî ïðèìåíåíèÿ ôèçè÷åñêèõ óïðàæíåíèé ñ öåëüþ îáùåãî îçäîðîâëåíèÿ îðãàíèçìà, óëó÷øåíèÿ ôóíêöèè òîãî èëè äðóãîãî îðãàíà, íàðóøåííîé áîëåçíåííûì ïðîöåññîì, ðàçâèòèÿ, îáðàçîâàíèÿ è çàêðåïëåíèÿ ìîòîðíûõ (äâèãàòåëüíûõ) íàâûêîâ è âîëåâûõ êà÷åñòâ.
ËÔÊ øèðîêî èñïîëüçóþò âî âñåõ íàïðàâëåíèÿõ ñîâðåìåííîé ïðàêòè÷åñêîé ìåäèöèíû, â òîì ÷èñëå àêóøåðñòâå è ãèíåêîëîãèè.
2. Ëå÷åáíàÿ ôèçêóëüòóðà ïðè ãèíåêîëîãè÷åñêèõ çàáîëåâàíèÿõ
Ïðèìåíåíèå ëå÷åáíîé ôèçêóëüòóðû ïðè îðãàíè÷åñêèõ è ôóíêöèîíàëüíûõ íàðóøåíèÿõ â æåíñêîì îðãàíèçìå êàê îäíîãî èç ýôôåêòèâíûõ ìåòîäîâ ëå÷åíèÿ èìååò ìíîãîëåòíþþ èñòîðèþ.
Çàäà÷àìè ËÔÊïðè ãèíåêîëîãè÷åñêèõ çàáîëåâàíèÿõ ÿâëÿþòñÿ:
— óëó÷øåíèå êðîâî- è ëèìôîîáðàùåíèÿ â îðãàíàõ ìàëîãî òàçà;
— óêðåïëåíèå ñâÿçî÷íîãî àïïàðàòà ìàòêè, ìûøö áðþøíîãî ïðåññà, ïîÿñíèöû, òàçîáåäðåííîãî ñóñòàâà è òàçîâîãî äíà;
— ñïîñîáñòâîâàòü âîññòàíîâëåíèþ ïîäâèæíîñòè è íîðìàëüíûõ ñîîòíîøåíèé îðãàíîâ ìàëîãî òàçà;
— ëèêâèäàöèÿ îñòàòî÷íûõ ÿâëåíèé âîñïàëèòåëüíîãî ïðîöåññà;
— îïòèìèçàöèÿ ðàáîòû ýíäîêðèííîé ñèñòåìû è îáìåííûõ ïðîöåññîâ;
— óëó÷øåíèå ìîòîðíî-ýâàêóàòîðíîé ôóíêöèè êèøå÷íèêà è ìî÷åâîãî ïóçûðÿ;
— óëó÷øåíèå ôóíêöèè ñåðäå÷íî-ñîñóäèñòîé è äûõàòåëüíîé ñèñòåì, ïîâûøåíèå ôèçè÷åñêîé ðàáîòîñïîñîáíîñòè;
— óëó÷øåíèå ïñèõîýìîöèîíàëüíîãî ñîñòîÿíèÿ.
Ïðè ãèíåêîëîãè÷åñêèõ çàáîëåâàíèÿõ ïðèìåíÿþòñÿ ñëåäóþùèå ôîðìû ËÔÊ:
— ëå÷åáíàÿ ãèìíàñòèêà;
— óòðåííÿÿ ãèãèåíè÷åñêàÿ ãèìíàñòèêà;
— ãèäðîêèíåçîòåðàïèÿ Àêâàãèìíàñòèêà, êîòîðàÿ ïðîõîäèò â áàññåéíå ñ ìîðñêîé èëè òåðìàëüíîé âîäîé.
— çàíÿòèÿ íà òðåíàæåðàõ, àýðîáèêà
— äîçèðîâàííàÿ õîäüáà è ïð.
 êîìïëåêñ ëå÷åáíîé ãèìíàñòèêè (ËÃ) âêëþ÷àþò:
— îáùåðàçâèâàþùèå óïðàæíåíèÿ äëÿ ìûøö òóëîâèùà, âåðõíèõ è íèæíèõ êîíå÷íîñòåé è ñïåöèàëüíûå (äèíàìè÷åñêèå è èçîìåòðè÷åñêèå óïðàæíåíèÿ) äëÿ ìûøö, îáåñïå÷èâàþùèõ äâèæåíèå â òàçîáåäðåííîì ñóñòàâå, äëÿ ìûøö ïîÿñíèöû, æèâîòà è òàçîâîãî äíà;
— äûõàòåëüíûå óïðàæíåíèÿ — ñòàòè÷åñêîãî è äèíàìè÷åñêîãî õàðàêòåðà, äèàôðàãìàëüíîå äûõàíèå.
Ñ öåëüþ óëó÷øåíèÿ êðîâî- è ëèìôîîáðàùåíèÿ â îðãàíàõ ìàëîãî òàçà ïðèìåíÿþò äèíàìè÷åñêèå óïðàæíåíèÿ, âêëþ÷àþùèå â ðàáîòó ìûøå÷íûå ãðóïïû, îêðóæàþùèå òàç. Îíè ôóíêöèîíàëüíî è ðåôëåêòîðíî ñâÿçàíû ñ îðãàíàìè æåíñêîé ïîëîâîé ñèñòåìû. Àêòèâíàÿ ðàáîòà ýòèõ ìûøö óëó÷øàåò îáìåííûå è ðåïàðàòèâíûå ïðîöåññû â äàííîé îáëàñòè, ñïîñîáñòâóåò ðàñòÿæåíèþ è ðàçðûâó ñïàåê, âîçíèêøèõ â ðåçóëüòàòå âîñïàëèòåëüíîãî ïðîöåññà èíôåêöèîííîãî ïðîèñõîæäåíèÿ èëè ïîñëå îïåðàòèâíûõ âìåøàòåëüñòâ.
Çíà÷èòåëüíîãî âíèìàíèÿ òðåáóåò òðåíèðîâêà ìûøö áðþøíîãî ïðåññà, îáåñïå÷èâàþùàÿ óêðåïëåíèå ñâÿçî÷íîãî àïïàðàòà ìàòêè, àêòèâèçèðóþùàÿ ôóíêöèþ êèøå÷íèêà. Êðîìå òîãî, óêðåïëåíèå ìûøö áðþøíîãî ïðåññà âìåñòå ñ ìûøöàìè ïîÿñíè÷íîãî îòäåëà ïîçâîíî÷íèêà ñíèæàåò ïðîÿâëåíèÿ áîëåâîãî ñèíäðîìà ïîÿñíè÷íîêðåñòöîâîé îáëàñòè, ñòîëü ÷àñòîãî ó áîëüíûõ äàííîé ãðóïïû èç-çà ãèïåðòîíóñà ìûøö, ðåôëåêòîðíî âîçíèêàþùåãî ïðè ãèíåêîëîãè÷åñêèõ çàáîëåâàíèÿõ.
Äëÿ îáåñïå÷åíèÿ õîðîøåãî ôóíêöèîíàëüíîãî ñîñòîÿíèÿ ìûøö òàçîâîãî äíà îáû÷íî èñïîëüçóþò èçîìåòðè÷åñêèå óïðàæíåíèÿ. Ïðè ñëàáîñòè ìûøö òàçîâîãî äíà âíóòðåííèì ïîëîâûì îðãàíàì æåíùèíû íå óäàåòñÿ ñîõðàíèòü ñâîå íîðìàëüíîå ïîëîæåíèå, ÷òî íàðóøàåò èõ ôóíêöèè. Óêðåïëåíèå òàçîâîé äèàôðàãìû — çàäà÷à àêòóàëüíàÿ ïðàêòè÷åñêè ïðè âñåõ ïàòîëîãè÷åñêèõ ñîñòîÿíèÿõ â îáëàñòè ìàëîãî òàçà.
 êîìïëåêñ Ëà îáÿçàòåëüíî âêëþ÷àþò äèàôðàãìàëüíîå äûõàíèå, ÷òî ñïîñîáñòâóåò ðåãóëÿöèè âíóòðèáðþøíîãî äàâëåíèÿ è àêòèâèçàöèè êðîâîîáðàùåíèÿ â îðãàíàõ áðþøíîé ïîëîñòè è ìàëîãî òàçà.
Ïðè íàçíà÷åíèè ñðåäñòâ ËÔÊ ó÷èòûâàþò:
— õàðàêòåð ïàòîëîãè÷åñêîãî ñîñòîÿíèÿ;
— íàëè÷èå ñïàå÷íîãî ïðîöåññà, åãî ëîêàëèçàöèþ;
— ïåðèîä çàáîëåâàíèÿ (îñòðûé, õðîíè÷åñêèé, ïîäîñòðûé);
— âîçðàñò ïàöèåíòêè;
— ñîñòîÿíèå ñåðäå÷íî-ñîñóäèñòîé ñèñòåìû;
— âûðàæåííîñòü ãèïîäèíàìè÷åñêèõ ïðîÿâëåíèé.
Ëà ïðîâîäÿò ãðóïïîâûì (8-10 ÷åëîâåê), ìàëîãðóïïîâûì (3-4 ÷åëîâåêà) ìåòîäàìè, 2 ðàçà â äåíü — îäèí ðàç â çàëå ËÔÊ ïîä ðóêîâîäñòâîì èíñòðóêòîðà, çàòåì äîìà èëè â ïàëàòå ñàìîñòîÿòåëüíî
Ïðèìåðíûé êîìïëåêñ Ëà ïðè ãèíåêîëîãè÷åñêèõ çàáîëåâàíèÿõ ïîêàçàí íà ðèñóíêå 1.
ëå÷åáíûé ôèçêóëüòóðà êèñòà áåðåìåííîñòü
Ðèñ. 1. Ïðèìåðíûé êîìïëåêñ Ëà ïðè ãèíåêîëîãè÷åñêèõ çàáîëåâàíèÿõ
2.1 ËÔÊ ïðè êèñòå ÿè÷íèêà Ìîæíî ëè ïðè êèñòå ÿè÷íèêà çàíèìàòüñÿ ñïîðòîì?/ https://emclinic.com.ua/5651-mozhno-li-pri-kiste-yaichnika-zanimatsya-sportom.html
Êèñòà ÿè÷íèêà ÿâëÿåòñÿ ñàìûì ðàñïðîñòðàíåííûì ïàòîëîãè÷åñêèì ÿâëåíèåì ó æåíùèí. Ýòî äîáðîêà÷åñòâåííîå íîâîîáðàçîâàíèå, ïðåäñòàâëÿþùåå ñîáîé êðóãëóþ èëè óäëèíåííîé ôîðìû ïîëîñòü, çàïîëíåííóþ æèäêîñòüþ. Êèñòà ìîæåò êðåïèòüñÿ ê ÿè÷íèêó èëè íàõîäèòüñÿ íåïîñðåäñòâåííî â íåì. Îáðàçîâàíèÿ îòëè÷àþòñÿ ðàçìåðîì, âèäîì. Íåêîòîðûå êèñòû íå èìåþò ñèìïòîìîâ è ìîãóò èñ÷åçàòü ñàìîñòîÿòåëüíî ïîñëå íîðìàëèçàöèè ãîðìîíàëüíîãî ôîíà, à íåêîòîðûå òðåáóþò ñåðüåçíîãî ëå÷åíèÿ. Ïðîöåññ ëå÷åíèÿ êèñòû äîâîëüíî äëèòåëüíûé è çàâèñèò îò ìíîãèõ ôàêòîðîâ. Ïðè âûÿâëåíèè êèñòû ÿè÷íèêà, íåçàâèñèìî îò âèäà îáðàçîâàíèÿ, ðåêîìåíäóåòñÿ èñêëþ÷èòü ñèëîâûå ôèçè÷åñêèå óïðàæíåíèÿ, òàê êàê îíè ìîãóò íàíåñòè ñóùåñòâåííûé âðåä çäîðîâüþ è óñëîæíèòü òå÷åíèå ïðîöåññà.
Ê âûáîðó ôèçè÷åñêèõ óïðàæíåíèé íóæíî ïîäõîäèòü èíäèâèäóàëüíî, â çàâèñèìîñòè îò âèäà è ñòåïåíè ñëîæíîñòè êèñòû.
Ëå÷åáíàÿ ôèçêóëüòóðà ÷àñòî íàçíà÷àåòñÿ âðà÷îì è ÿâëÿåòñÿ íåîòúåìëåìîé ÷àñòüþ ëå÷åíèÿ. Ìîæåò ñîñòîÿòü èç óïðàæíåíèé ðàçëè÷íîé èíòåíñèâíîñòè è íàãðóçêè: íà÷èíàÿ ñ ëåãêîé ãèìíàñòèêè è çàêàí÷èâàÿ òðåíàæåðàìè. Âñå óïðàæíåíèÿ êîìïëåêñà ðàçðàáîòàíû ñïåöèàëüíî äëÿ ðàçâèòèÿ áðþøíûõ è òàçîâûõ ìûøö è íàïðàâëåíû íà âîññòàíîâëåíèå áîëüíûõ îðãàíîâ.
Åñòü ñïåöèàëüíûå óïðàæíåíèÿ, êîòîðûå ïîìîãàþò èçáàâèòüñÿ îò çàáîëåâàíèÿ. Ñàìûìè ëåãêèìè ÿâëÿþòñÿ íàäóâàíèå è âòÿãèâàíèå ìûøö æèâîòà. Âî âðåìÿ íàãðóçêè îðãàíû ñæèìàþòñÿ è âûïðÿìëÿþòñÿ, âñëåäñòâèå ÷åãî èç íèõ âûäàâëèâàåòñÿ êðîâü. Ìåñòî, èç êîòîðîãî ïðîèçîøëî âûäåëåíèå, çàïîëíÿåòñÿ íîâîé êðîâüþ. Òàêèì îáðàçîì, êðîâü ïðîêà÷èâàåòñÿ, óëó÷øàåòñÿ êðîâîñíàáæåíèå, ÷òî ñïîñîáñòâóåò ïîñòåïåííîìó èçáàâëåíèþ îò êèñòû.
Äëÿ äîñòèæåíèÿ ëó÷øåãî ðåçóëüòàòà óïðàæíåíèå ñëåäóåò ñî÷åòàòü ñ äûõàòåëüíîé ãèìíàñòèêîé. Âòÿãèâàíèå íóæíî äåëàòü íà âûäîõå, à íàäóâàíèå — íà âäîõå. Ñíà÷àëà ìîæåò íå ïîëó÷àòüñÿ, íî ïðè íåáîëüøèõ óñèëèÿõ ìîæíî î÷åíü áûñòðî íàòðåíèðîâàòüñÿ. Óïðàæíåíèå íåîáõîäèìî ñäåëàòü íå ìåíåå 25 ðàç â òå÷åíèå 5 ìèíóò. Çà äåíü æåëàòåëüíî äåëàòü íå ìåíåå 8 ïîäõîäîâ. Èõ ìîæíî âûïîëíÿòü â ëþáîì ïîëîæåíèè: ñèäÿ, ëåæà èëè ñòîÿ.
Ïðè îáðàçîâàíèÿõ íåáîëüøîãî ðàçìåðà ðàçðåøåíû íåçíà÷èòåëüíûå íàãðóçêè íà îáëàñòü ïðåññà, ïðèñåäàíèÿ, ëåãêèé áåã, èíòåíñèâíàÿ õîäüáà. Ãëàâíîå íå çàáûâàéòå ïðî ðàñòÿæêó. Ýòè óïðàæíåíèÿ íóæíî äåëàòü ìåäëåííî è ðàçìåðåííî.
Ëå÷åáíàÿ ôèçêóëüòóðà â ãèíåêîëîãèèñïîñîáñòâóåò áîëåå áëàãîïðèÿòíîìó òå÷åíèþ ïàòîëîãè÷åñêîãî ïðîöåññà, à òàêæå ïðåäóïðåæäàåò âîçìîæíûå îñëîæíåíèÿ è áûñòðî ëèêâèäèðóåò îñòàòî÷íûå ÿâëåíèÿ.
Âûáîð ñðåäñòâ ËÔÊ ïðè ëå÷åíèè ãèíåêîëîãè÷åñêèõ áîëüíûõ çàâèñèò îò õàðàêòåðà çàáîëåâàíèÿ, ñòàäèè ïðîöåññà, õàðàêòåðà è ñòåïåíè ôóíêöèîíàëüíûõ ðàññòðîéñòâ, à òàêæå îò áîëåâûõ îùóùåíèé, îáùåãî ñîñòîÿíèÿ çäîðîâüÿ, óðîâíÿ ôèçè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ, ñòåïåíè àäàïòàöèè ê âûïîëíåíèþ ôèçè÷åñêèõ óïðàæíåíèé.
3. Ëå÷åáíàÿ ôèçêóëüòóðà â àêóøåðñòâå
3.1 Ëå÷åáíàÿ ôèçêóëüòóðà ïðè áåðåìåííîñòè
Ïîëîæèòåëüíîå âëèÿíèå ôèçè÷åñêèõ óïðàæíåíèé íà òå÷åíèå áåðåìåííîñòè, ðîäîâ è ïîñëåðîäîâîãî ïåðèîäà ÿâëÿåòñÿ îáùåïðèçíàííûì ôàêòîì. Áëàãîäàðÿ èñïîëüçîâàíèþ ôèçè÷åñêèõ óïðàæíåíèé ìîæíî ïðîòèâîäåéñòâîâàòü ðÿäó íåæåëàòåëüíûõ îñëîæíåíèé áåðåìåííîñòè (âàðèêîçíîå ðàñøèðåíèå âåí, ïëîñêîñòîïèå, ñëàáîñòü ìûøö áðþøíîãî ïðåññà è òàçîâîãî äíà, áîëåâûå ñèíäðîìû ðàçëè÷íîé ëîêàëèçàöèè è ò.ä.).
Îáùèìè çàäà÷àìè ëå÷åáíîé ôèçêóëüòóðû ïðè áåðåìåííîñòè ÿâëÿþòñÿ ñëåäóþùèå:
* óëó÷øåíèå îáùåãî îáìåíà âåùåñòâ;
* óêðåïëåíèå ìûøö áðþøíîãî ïðåññà, ñïèíû, äíà òàçà, íèæíèõ êîíå÷íîñòåé;
* óâåëè÷åíèå ýëàñòè÷íîñòè ìûøö ïðîìåæíîñòè, ñîõðàíåíèå ïîäâèæíîñòè òàçîáåäðåííûõ è äðóãèõ ñóñòàâîâ òåëà;
* îáó÷åíèå áåðåìåííîé ïðàâèëüíîìó äûõàíèþ è ïðîèçâîëüíîìó ðàññëàáëåíèþ ìûøö;
* óëó÷øåíèå ðàáîòû ñåðäå÷íî-ñîñóäèñòîé ñèñòåìû, ëåãêèõ, êèøå÷íèêà;
* àêòèâèçàöèÿ êðîâîîáðàùåíèÿ è óñòðàíåíèå çàñòîéíûõ ÿâëåíèé â ìàëîì òàçó è íèæíèõ êîíå÷íîñòÿõ;
* îáåñïå÷åíèå äîñòàòî÷íîãî íàñûùåíèÿ êèñëîðîäîì àðòåðèàëüíîé êðîâè ìàòåðè è ïëîäà;
* ïñèõîìîòîðíàÿ ïîäãîòîâêà ê ðîäàì.
Äàííûå îáùèå çàäà÷è äîïîëíÿþòñÿ è ìîäèôèöèðóþòñÿ áîëåå óçêèìè, ñâÿçàííûìè ñ îñîáåííîñòÿìè òå÷åíèÿ áåðåìåííîñòè â îïðåäåëåííûå ïåðèîäû áåðåìåííîñòè.
Ïðè çàíÿòèÿõ ñ áåðåìåííûìè ìîãóò èñïîëüçîâàòüñÿ ïðàêòè÷åñêè âñå ñðåäñòâà ËÔÊ:
— ôèçè÷åñêèå óïðàæíåíèÿ (ãèìíàñòè÷åñêèå, ñïîðòèâíî-ïðèêëàäíûå óïðàæíåíèÿ, èãðû), àóòîãåííàÿ òðåíèðîâêà è ìàññàæ;
— ýëåìåíòû çàêàëèâàíèÿ ñ èñïîëüçîâàíèåì ïðèðîäíûõ ôàêòîðîâ (ñâåò, âîçäóõ, âîäà);
— ðåãëàìåíòàöèÿ ðåæèìà äíÿ.
Ôîðìû ËÔÊ: óòðåííÿÿ ãèãèåíè÷åñêàÿ ãèìíàñòèêà (ÓÃÃ), ëå÷åáíàÿ ãèìíàñòèêà(ËÃ), àýðîáèêà, (äîçèðîâàííàÿ õîäüáà), ôèçè÷åñêèå óïðàæíåíèÿ â âîäå, çàíÿòèÿ ñ ôèò-áîëàìè, ñàìîñòîÿòåëüíûå çàíÿòèÿ.
Ôèçè÷åñêèå óïðàæíåíèÿ âëèÿþò íå òîëüêî íà áåðåìåííóþ, íî è íà ñîñòîÿíèå ïëîäà. Îíè àêòèâèçèðóþò ïëàöåíòàðíîå êðîâîîáðàùåíèå, ïîâûøàþò îêñèãåíàöèþ êðîâè, íîðìàëèçóþò åãî äâèãàòåëüíóþ àêòèâíîñòü â îïðåäåë¸ííîé ìåðå ïðåäóïðåæäàÿ òåì ñàìûì íåïðàâèëüíûå ïîëîæåíèÿ è òàçîâûå ïðåäëåæàíèÿ.
Ïðè íîðìàëüíîì òå÷åíèè áåðåìåííîñòè çàíÿòèÿ ãðóïïîâûå 6-8 ÷åëîâåê, ïðèìåðíî ñ îäíèì ñðîêîì áåðåìåííîñòè è áëèçêèì óðîâíåì ôèçè÷åñêîé ïîäãîòîâëåííîñòè. Ïðîäîëæèòåëüíîñòü 20-30 ìèíóò äî 45ìèí, 3 ðàçà â íåäåëþ (÷åðåç äåíü). Æåëàòåëüíî íåãðîìêîå ìóçûêàëüíîå ñîïðîâîæäåíèå, çàäàþùåå îïðåäåë¸ííûé òåìï. Äëÿ ýôôåêòà íåîáõîäèìî 10-15çàíÿòèé. Ïðè íàëè÷èè îñëîæíÿþùèõ ôàêòîðîâ, íå ÿâëÿþùèõñÿ ïðîòèâîïîêàçàíèåì äëÿ çàíÿòèé ËÔÊ (õðîíè÷åñêèå çàáîëåâàíèÿ, íà÷àëüíûå ôîðìû òîêñèêîçà, çàáîëåâàíèÿ îáìåíà âåùåñòâ, áîëè â ñïèíå è íèæíèõ êîíå÷íîñòåé èç-çà íàðóøåíèé îñàíêè), ïðîâîäÿòñÿ èíäèâèäóàëüíûå çàíÿòèÿ Ëå÷åáíóþ ãèìíàñòèêó íà÷èíàòü íà ñðîêå íå áîëüøå 32-34 íåäåëè.
Ëå÷åáíàÿ ãèìíàñòèêà ñîñòîèò èç òð¸õ ÷àñòåé:
1) Ââîäíàÿ ÷àñòü — äèíàìè÷åñêèå äûõàòåëüíûå óïðàæíåíèÿ, ðàññëàáëåíèå îòäåëüíûõ ìûøå÷íûõ ãðóïï.
2) Îñíîâíàÿ ÷àñòü — îñíîâíûå óïðàæíåíèÿ äëÿ âñåõ ìûøå÷íûõ ãðóïï ìûøö.
3) Çàêëþ÷èòåëüíàÿ ÷àñòü — äûõàòåëüíûå óïðàæíåíèÿ, ðåëàêñàöèÿ. ËÔÊ ïðè áåðåìåííîñòè/ https://studopedia.ru/9_39629_lektsiya—tema-lfk-pri-beremennosti.html
3.2ËÔÊ â ïîñëåðîäîâîé ïåðèîä
Ïîñëå ðîäîâ â îðãàíèçìå æåíùèíû ïðîèñõîäèò ïåðåñòðîéêà. Äåëî â òîì, ÷òî ìûøöû, ó÷àñòâóþùèå â ðîäîâîì àêòå, ïåðåðàñòÿíóòû è äðÿáëû (ìûøöû áðþøíîãî ïðåññà è òàçîâîãî äíà), à òàêæå îñëàáëåí ñâÿçî÷íûé àïïàðàò îðãàíîâ ìàëîãî òàçà, èçìåíåíî ñîñòîÿíèå ìàòêè, ôóíêöèîíàëüíîå ñîñòîÿíèå ñåðäå÷íî-ñîñóäèñòîé è äûõàòåëüíîé ñèñòåì, îïîðíî-äâèãàòåëüíîãî àïïàðàòà. Ïðîöåññó âîññòàíîâëåíèÿ â ýòîì ñëó÷àå õîðîøî ïîìîãàåò ãèìíàñòèêà â ðàííåì ïîñëåðîäîâîì ïåðèîäå.
Ïðè íîðìàëüíûõ ðîäàõ Ëà íà÷èíàþò íà âòîðîé äåíü â èñõîäíîì ïîëîæåíèè ëåæà. Ëà ïðîâîäèòñÿ 3—5 ðàç â ñóòêè ïî 5—8 ìèí, ÷òî ñïîñîáñòâóåò óñèëåíèþ (óëó÷øåíèþ) êðîâî- è ëèìôîîáðàùåíèÿ, îáìåííûõ ïðîöåññîâ, óëó÷øåíèþ îáùåãî ñîñòîÿíèÿ ðîæåíèöû, óñêîðåíèþ ïðîöåññîâ èíâîëþöèè ìàòêè è äð.
Âûïîëíÿÿ ôèçè÷åñêèå óïðàæíåíèÿ ïîñëå ðîäîâ î÷åíü âàæíî ñîáëþäàòü òåìïû óâåëè÷åíèÿ íàãðóçêè, òàêæå áîëüøóþ ðîëü èãðàåò ðàçíîîáðàçíîñòü óïðàæíåíèé, ïîòîìó ÷òî îäíîîáðàçíûå óïðàæíåíèÿ, óòîìèòåëüíûå òðåíèðîâêè ìîãóò âûçâàòü ðåàêöèþ ïðîòèâîïîëîæíóþ îæèäàåìîé.
Ïðèìåðíûé êîìïëåêñ ËÃ â ïîñëåðîäîâîì ïåðèîäå ïîêàçàí íà ðèñóíêå 2.
Ðèñ. 2. Ïðèìåðíûé êîìïëåêñ Ëà â ïîñëåðîäîâîì ïåðèîäå Äóáðîâñêèé Â.È. Ëå÷åáíàÿ ôèçè÷åñêàÿ êóëüòóðà (êèíåçîòåðàïèÿ): Ó÷åá. äëÿ ñòóä. âûñø. ó÷åá, çàâåäåíèé. — 2-å èçä., ñòåð. — Ì.: Ãóìà-íèò. èçä. öåíòð ÂËÀÄÎÑ, 2001. — Ñ.441
Èñïîëüçîâàíèå ËÔÊ â ïîñëåðîäîâîì ïåðèîäå äàåò âîçìîæíîñòü â áîëåå ðàííèå ñðîêè íîðìàëèçîâàòü ôóíêöèîíàëüíîå ñîñòîÿíèå æåíùèíû, ïðåäóïðåäèòü âîçíèêíîâåíèå ïîñëåðîäîâûõ îñëîæíåíèé è áûñòðåå àäàïòèðîâàòüñÿ ê áûòîâûì óñëîâèÿì ïîñëå âûïèñêè èç ðîääîìà.
Èñïîëüçóþò îáùåðàçâèâàþùèå, äûõàòåëüíûå, ñïåöèàëüíûå óïðàæíåíèÿ äëÿ ìûøö òàçîâîãî äíà è áðþøíîé ïîëîñòè, ïðîìåæíîñòè. Äûõàòåëüíûå óïðàæíåíèÿ óñòðàíÿþò çàñòîéíûå ÿâëåíèÿ â ïå÷åíè, ñåëåçåíêå è äðóãèõ îðãàíàõ áðþøíîé ïîëîñòè, à óïðàæíåíèÿ äëÿ áðþøíîãî ïðåññà è òàçîâîãî äíà óêðåïëÿþò ìûøöû ýòîé îáëàñòè (ïîâûøàåòñÿ èõ òîíóñ è ñèëà). Êðîìå òîãî, Ëà ñòèìóëèðóåò äåÿòåëüíîñòü êèøå÷íèêà, ìî÷åâîãî ïóçûðÿ, à òàêæå ïîâûøàåò ëàêòàöèîííóþ ñïîñîáíîñòü è äð.
Ëå÷åáíàÿ ãèìíàñòèêà ïîñëå ðîäîâ — î÷åíü ïîëåçíîå çàíÿòèå. Îíà:
à) ñïîñîáñòâóåò îáðàòíîìó ñîêðàùåíèþ ìàòêè è ïåðåðàñòÿíóòûõ ìûøö æèâîòà;
á) óêðåïëÿåò ìûøöû áðþøíîãî ïðåññà è òàçîâîãî äíà;
â) óëó÷øàåò ôóíêöèþ êèøå÷íèêà è ìî÷åâîãî ïóçûðÿ;
ã) óëó÷øàåò ôóíêöèîíàëüíîå ñîñòîÿíèå ñåðäå÷íî-ñîñóäèñòîé è äûõàòåëüíîé ñèñòåì.
Çàêëþ÷åíèå
Ôèçè÷åñêèå óïðàæíåíèÿ â ãèíåêîëîãèè è àêóøåðñòâå íîðìàëèçóþò òðîôè÷åñêèå ïðîöåññû â îðãàíàõ ìàëîãî òàçà æåíùèíû, óëó÷øàþò ýâàêóàöèþ ïðîäóêòîâ ðàñïàäà èç î÷àãîâ âîñïàëåíèÿ, à òàêæå ñïîñîáñòâóþò ðàññàñûâàíèþ èíôèëüòðàòîâ çà ñ÷åò óëó÷øåíèÿ êðîâî- è ëèìôîîáðàùåíèÿ â ïîëîñòè ìàëîãî òàçà è óñèëåíèþ îêèñëèòåëüíî-âîññòàíîâèòåëüíûõ ïðîöåññîâ. Áëàãîäàðÿ óïðàæíåíèÿì â äèàôðàãìàëüíîì äûõàíèè ñòàíîâèòñÿ âîçìîæíûì èçáåæàòü âåíîçíîãî çàñòîÿ â îðãàíàõ áðþøíîé ïîëîñòè è óñèëèòü èõ ìîòîðíóþ ôóíêöèþ. Òàêæå íàäî îòìåòèòü, ÷òî ëå÷åáíûå ôèçè÷åñêèå óïðàæíåíèÿ â ãèíåêîëîãèè è àêóøåðñòâå îáåñïå÷èâàþò ïîñòåïåííîå ðàñøèðåíèå àäàïòàöèè ñíà÷àëà ê òðåíèðîâî÷íûì ôèçè÷åñêèì íàãðóçêàì, à çàòåì è ê óñëîâèÿì áûòîâîé è ïðîôåññèîíàëüíîé ôèçè÷åñêîé äåÿòåëüíîñòè.
Çàíÿòèÿ ËÔÊ â àêóøåðñòâå è ãèíåêîëîãèè òðåáóþò ñîáëþäåíèÿ íåêîòîðûõ ïðàâèë. Ýôôåêò îò óïðàæíåíèé áóäåò äîñòèãíóò òîëüêî ïðè óñëîâèè èõ ðåãóëÿðíîãî âûïîëíåíèÿ íà ïðîòÿæåíèè äîñòàòî÷íî äëèòåëüíîãî âðåìåíè. Ïðè÷åì êàæäîå îòäåëüíîå óïðàæíåíèå êîìïëåêñà äîëæíî áûòü ïîâòîðåíî êàê ìèíèìóì ÷åòûðå ðàçà è áîëåå.
Íàãðóçêà â ïðîöåññå âûïîëíåíèÿ êîìïëåêñà äîëæíà íàðàñòàòü ïîñòåïåííî, ýòî äîñòèãàåòñÿ ïóòåì óâåëè÷åíèÿ êîëè÷åñòâà ïîâòîðîâ óïðàæíåíèÿ è âêëþ÷åíèÿ â êîìïëåêñ óïðàæíåíèé ñ ïîâûøåííîé ñëîæíîñòüþ.
Íàäî îòìåòèòü, ÷òî ËÔÊ â ãèíåêîëîãèè è àêóøåðñòâå èìååò è ïðîòèâîïîêàçàíèÿ, à èìåííî:
— îáîñòðåíèå âîñïàëèòåëüíûõ ïðîöåññîâ, ñîïðîâîæäàþùååñÿ ïîâûøåíèåì òåìïåðàòóðû
— îáèëüíûå ìåíñòðóàëüíûå êðîâîòå÷åíèÿ
— ñâèùè ðàçëè÷íîãî ðîäà
— ñàêòîñàëüïèíêñ
— çëîêà÷åñòâåííûå íîâîîáðàçîâàíèÿ
— äîáðîêà÷åñòâåííûå îáðàçîâàíèÿ ìàòêè è ïðèäàòêîâ.
Íàäî îòìåòèòü, ÷òî ôèçè÷åñêèå óïðàæíåíèÿ â àêóøåðñòâå è ãèíåêîëîãèè ïîëíîöåííî ïðèìåíÿþòñÿ ñ èñïîëüçîâàíèåì âñåõ îñíîâíûõ ìåõàíèçìîâ ëå÷åáíîãî äåéñòâèÿ è íàèáîëüøèé ýôôåêò áóäóò èìåòü ïðè èõ îñóùåñòâëåíèè â êîìïëåêñå ñ äðóãèìè ôèçè÷åñêèìè ìåòîäàìè.
Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru
…