Кроссворд на тему воспаление лихорадка
Государственное автономное профессиональное
образовательное учреждение
«Нижнекамский медицинский колледж»
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
по учебной дисциплине «Основы патологии»
тема: «Воспаление»
специальность 31.02.01 Лечебное дело
Подготовила: Беликова Энзе Сайфулловна,
преподаватель основ патологии
город Нижнекамск,
Республика Татарстан
2017 г.
52.5
Б 43
Рабочая тетрадьпо учебной дисциплине «Основы патологии» тема: «Воспаление» рассмотрена и утверждена на заседании ЦМК естественнонаучных дисциплин ГАПОУ «Нижнекамский медицинский колледж» 28 февраля 2017 г. протокол № 6
Составитель: Беликова Э.С., преподаватель основ патологии
Беликова, Э.С. Основы патологии. Воспаление: рабочая тетрадь для студентов / Э.С.Беликова.- Нижнекамск: НМК, 2017.- 19 с.
Рабочая тетрадьпо учебной дисциплине «Основы патологии» тема: «Воспаление» оформлена в соответствии с ФГОС и требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки студентов.
Основной цельюрабочей тетради является обобщение и повторение пройденного материала, закрепление знаний, совершенствование умений и навыков.
Рабочая тетрадь предназначена для самостоятельной работы по дисциплине «Основы патологии» по теме: «Воспаление» для студентов средних специальных медицинских учебных заведений.
© Нижнекамский медицинский колледж, 2017
Оглавление
Пояснительная записка………………………………………………………
4
Задание 1. Тестирование…………………………………………………….
6
Задание 2. Граф – структура «Формы воспаления»…………………….
8
Задание 3. Граф – структура «Признаки воспаления»………………….
9
Задание 4. Таблица соответствия……………………………………………
10
Задание 5. Основы ориентировочных действий………………………..
11
Задание 6. Диктант по теме…………………………………………………
12
Задание 7. Ситуационные задачи…………………………………………..
13
Задание 8. Кроссворд по теме………………………………………………
14
Список литературы………………………………………………………….
16
Приложения…………………………………………………………………..
18
Пояснительная записка
Рабочая тетрадь для студентов специальности 31.02.01 Лечебное дело
составлена в соответствии с ФГОС среднего медицинского образования и требованиями программы по дисциплине «Основы патологии» по теме: «Воспаление».
В результате освоения данной темы студент должен:
Уметь:
— определять морфологию тканей, измененных при воспалении.
Знать:
— клинические проявления патологических изменений в различных органах и системах организма.
В ходе изучения темы студент должен овладеть компетенциями: поиска информации для эффективного выполнения профессиональных задач; принимать решения в нестандартных ситуациях.
Цель рабочей тетради — обобщение и повторение пройденного материала, закрепление знаний, совершенствование умений и навыков.
Рабочая тетрадь предназначена для самостоятельной работы по дисциплине «Основы патологии» по теме: «Воспаление» для студентов средних специальных медицинских учебных заведений.
На данную тему выделяется 6 часов (2 ч. теоретических занятий, 4 ч. практических занятий).
При составлении рабочей тетради учтена основная цель программмы — это подготовка компетентных специалистов.
В рабочей тетради даются разноообразные задания, которые позволят студентам закрепить знания по теме. Особое внимание уделяется описанию препаратов, как основы изучения патологической анатомии. Заполнение граф структур развивает логическое мышление студентов. Ситуационные задачи способствуют клиническому мышлению.
Критерии оценки:
— оценка «отлично» выставляется студенту, если он полностью ответил на вопросы темы;
— оценка «хорошо» выставляется студенту, если имеются небольшие пробелы в знаниях;
— оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, если он описал вопросы темы частично;
— оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, если он не усвоил материал темы, допустил грубые ошибки при ответе.
Как пользоваться рабочей тетрадью
В тетради предложены тестовые задания, граф — структуры, логические схемы, ситуационные задачи, основы ориентировочных действий и кроссворды. Работа над ними поможет студентам лучше понять и усвоить теоретический материал и позволит сформировать умения и навыки определять морфологию тканей, измененных при воспалении.
Приступая к работе с тетрадью, следует изучить вопросы учебного материала, используя литературу по данной теме в библиографическом списке, ознакомиться с условиями выполнения конкретного вида заданий.
Для выполнения заданий можно опираться на дополнительный материал в Приложениях к рабочей тетради.
Задание 1 Тестирование
Ответьте на вопросы тестов исходного уровня знаний
Вариант – I
1. Воспаление это:
а) патологическая реакция организма на действие раздражителя;
б) защитно-приспособительная реакция организма на действие раздражителя;
в) повышенная чувствительность организма к инородным веществам.
2. Виды реактивности. Найдите неправильный ответ:
а) гипергическая; б) гиперергическая;
в) нормальная; г) нормергическая.
3. В какой стадии воспаления выделяются медиаторы воспаления:
а) пролиферации;
б) альтерации;
в) экссудации.
К гнойному воспалению относятся:
а) флегмона;
б) гнилостное воспаление;
в) эмпиема;
г) серозное воспаление.
Гуммы представляют собой:
а) гранулему при сифилисе;
б) туберкулезные бугорки;
в) плотный некроз;
г) воспаление вокруг животных паразитов.
При каком виде воспаления происходит образование белесоватой пленки:
а) гнилостном; в) гнойном;
б) фибринозном; г) серозном.
Гной содержит:
а) погибшие клетки лейкоцитов, живые клетки лейкоцитов;
б) погибшие клетки лейкоцитов, белки, эритроциты;
в) погибшие клетки, лейкоциты, белки;
г) погибшие клетки лейкоцитов.
Выход из сосудов в ткань жидкой части крови и клеток крови это:
а) экссудация; б) кровоизлияние;
в) альтерация; г) транссудация.
Ответьте на вопросы тестов исходного уровня знаний
Вариант – II
1. Чем характеризуется фаза альтерации:
а) дистрофией;
б) нарушением кровообращения;
в) образованием экссудации;
г) эмиграцией клеток крови.
Чем характеризуется фаза пролиферации:
а) повреждением ткани;
б) нарушением кровообращения;
в) фагоцитозом;
г) образованием экссудата;
д) размножение клеток в зоне воспаления.
Назовите вид гнойного воспаления:
а) крупозное;
б) дифтеритическое;
в) катаральное;
г) абсцесс;
д) серозное.
Назовите вид продуктивного воспаления:
а) дифтеритическое;
б) гранулематозное;
в) крупозное;
г) альтеративное;
д) катаральное.
Отличие специфического воспаления от банального:
а) вызывается любым возбудителем;
б) вызывается определенным возбудителем;
в) острое прогрессирующее течение.
Какой вид некроза характерен для специфического воспаления:
а) восковидный;
б) фибриноидый;
в) казеозный;
г) колликвационный;
д) гангрена.
Задание 2 Граф-структура «Формы воспаления»
Заполните граф-структуру, добавив формы воспаления
ВОСПАЛЕНИЕ
Задание 3. Граф структура «Признаки воспаления»
Заполните граф-структуру, добавив признаки воспаления
ПРИЗНАКИ ВОСПАЛЕНИЯ
Задание 4. Таблица соответствия
Установить соответствие рисунка и название воспаления
и заполнить таблицу 2
Таблица 1.
1.
1.Гранулёматозное (хроническое)
воспаление
2.
2.Гнойное (абсцесс) воспаление
3.
3.Гнойное (эмпиема) воспаление
4.
4. Фибринозное воспаление
5.
5.Гнойное (флегмона) воспаление
Таблица 2.
1
2
3
4
5
Задание 5. Основы ориентировочных действий
Используя учебник, опишите рисунки по основам
ориентировочных действий
Последовательность действий
Способ выполнения
Описание рисунка
Рассмотреть
макропрепарат «Фибринозное воспаление»
рис.24 цветной, стр.107
Изучить и описать рисунок. Обратить внимание на элементы покрывающие слизистую миндалины, гортани и трахеи, их цвет.
2. Рассмотреть макропрепарат «Крупозная пневмония, серое опеченение»
рис.66 цв., табл.21 (внутр.)
Изучить и описать рисунок. Обратить внимание на
размеры доли легкого, цвет, консистенцию вещества доли легкого
3. Рассмотреть макропрепарат «Изменения толстой кишки при дизентерии» рис.79 стр. 333
Изучить и описать рисунок. Обратить внимание на
состояние слизистой на различных стадиях воспаления кишки
4. Рассмотреть
микропрепарат «Туберкулезные узелки в легких», рис.27, цветной, стр. 115
Изучить и описать микропрепарат. Обратить внимание на составные части гранулемы
5. Рассмотреть
микропрепарат «Сифилитическая гумма печени»
рис.26, цветной, стр. 114
Изучить и описать микропрепарат. Обратить внимание на участок некроза, количество сосудов и клеток
Задание 6. Диктант
Допишите предложения
1.Воспаление – это …………………………………………………………..
…………………………………………………………………………………
2.Стадиями воспаления являются …………………………………………..
3.Причины воспаления выделяют…………………………………………..
…………………………………………………………………………………
4.Признаки воспаления делятся на две группы……………………………
5.Различают пять местных признаков воспаления………………………..
…………………………………………………………………………………
6.К видам фибринозного воспаления относятся…………………………..
7.Гнойное воспаление включает разновидности ………………………….
………………………………………………………………………………….
8.При фибринозном воспалении на слизистых образуется………………
………………………………………………………………………………….
9. При крупозной пневмонии в стадии серого опеченения доля
легкого становится ………………………………………………………………………….
10. При дизентерии исходом воспаления является ……………………….
11. В центре гуммы печени при сифилисе наблюдается ………………….
Задание 7. Ситуационные задачи
Решите ситуационные задачи
1.У пациента, получившего ожог кожи, наблюдается образование пузырей вследствие отслоения эпидермиса. Пузыри наполнены прозрачной жидкостью.
Вопросы: 1. К какому типу воспаления относится данный случай?
2. Какое течение болезни следует ожидать?
2.Больной госпитализирован в клинику в связи с болезненным округлым очагом в ягодичной области на месте инъекции магнезии. При поступлении наблюдалась лихорадка до 40° С, лейкоцитоз — 20х109 /л. при разрезе из очага выделилось сливкообразное содержимое.
Вопросы: 1. Какой тип воспаления наблюдается у больного?
2. Какая разновидность данной формы воспаления?
Задание 8. Кроссворд
Заполните кроссворд по теме
Вопросы
По горизонтали:
1. Скопление гнойного экссудата в полых органах.
2. Одна из физических причин воспаления.
5. Один из общих признаков воспаления.
6. Одна из физических причин воспаления.
8. Увеличение числа лейкоцитов в единице объёма периферической крови.
10. Ограниченное гнойное воспаление.
По вертикали:
3. Местное проявление воспаления.
4. Первая стадия воспаления.
7. Процесс размножения клеток , завершающая стадия воспаления.
9. Воспаление печени.
11. Выход из сосудов в ткань жидкой части крови.
Кроссворд
по теме: «Воспаление»
11
10
9
8
7
6
4
5
3
2
1
Список литературы
Верещагин, Н.В. Патология вертебрально-базилярной системы и нарушения мозгового кровообращения /Н. В. Верещагин.- М.: Медицина, 1980.
Верткин, А. «Запущенная» патология /А. Верткин //Медицинская газета.-2016.-№68.-С.10-11
Жук, И. А. Общая патология и тератология: учеб. пособие /И. А. Жук.- М.:Академия,2003
Иванов, А. От «Туберкулеза – минус» — к Stop ТВ! /А. Иванов // Медицинская газета.-2017.-№15.-С.5
Маркус, Д. А. Головная боль /Д. А. Маркус: пер. с англ. Под ред. Г. Р. Табеевой.- М.:ГЭОТАР-Мндиа, 2010
Насонова, В.А. Патогенетическая терапия ревматических заболеваний/ В. А. Насонова.- М.: Медицина, 1985.
Патофизиологическая анатомия и физиология: учеб. пособие /под ред. М.К. Недзьведь.- Минск.: Вышейшая школа, 1997.
Патофизиология в рисунках, таблицах и схемах / под ред. В. А.Фролова.-М.:МИА, 2003.
Патофизиология. Курс лекцией / Под ред. Литвицкого П.Ф.- М.: Медицина, 1997.
Пауков, В.С. Патология: Учебник /В. С. Пауков, В.С. Литвицкий . – М.: Медицина,2004 .
Прощаев, К. Риски для здоровья и их профилактика у длительно лежачих пациентов / К. Прощаев // Медицинская газета.-2015.-№90.-С.9
Серов, В.В. Патологическая анатомия: Атлас /В. В. Серов. – М.: Медицина, 1986.
Серов, В.В. Патологическая анатомия: учеб. пособие /В. В. Серов – М.: Медицина, 1998.
Фролькис, Л.С. Синдромная патология и дифференциальная диагностика внутренних болезней /Л. С.Фролькис.- М.:АНМИ, 2003.
Частная патология: учеб. пособие / под ред. С. Н. Попова.-М:Академия, 2004
Шабанов, А.Н. Патогенез и лечение облитерирующего эндартериита /А. Н. Шабанов.- М.: Медицина, 1983.
Шулутко, Б.И. Патология почек. Клинико-морфологическое исследование / Б. И. Шулутко.- Л.: Медицина, 1983.
Приложение 1
Деловая игра: врач – больной
Больной обратился к врачу в поликлинику по поводу сильных болей во втором пальце кисти. Врач обнаружил покраснение и отек пальца, на концевой фаланге – очаг округлой формы зеленоватого цвета. При вскрытии очага выделилось содержимое сливкообразной консистенции, образовалась полость.
Больной: « Доктор, у меня палец совсем разболелся».
Доктор: «Давайте, посмотрим, что тут у вас».
Больной: «Вот, попала заноза, а удалить ее забывал».
Доктор: «Теперь придется вскрывать гнойник, иначе гной будет распространяться по руке, нужно было обращаться раньше».
Больной: «Спасибо, доктор».
Вопросы по деловой игре
1. Какой вид воспаления наблюдается у больного?
2. Какая разновидность этого воспаления?
3. Каков состав экссудата?
4.Почему образовалась полость после удаления экссудата?
Приложение 2
Словарь терминов по теме «Воспаление»
Абсцесс Ограниченное гнойное воспаление.
Альтерация Повреждение ткани.
Воспаление Защитно-приспособительная реакция
организма на действие патогенного
раздражителя.
Гной Сливкообразная масса желто — зеленого
цвета с неприятным запахом.
Лейкоцитоз Увеличение количества лейкоцитов в крови.
Припухлость Скопление в воспаленных тканях
экссудата.
Пролиферация Процесс размножения клеток, является
завершающей стадией воспаления.
Реактивность Свойство организма определенным образом
отвечать на воздействие различных
факторов окружающей и внутренней среды.
Флегмона Ничем не ограниченное гнойное воспаление.
Эмиграция Переход форменных элементов крови из
сосудов в ткань.
Эмпиема Скопление гнойного экссудата в полостях
или в полых органах.
Экссудат Жидкость, накапливающаяся в очаге
воспаления.
Экссудация Выход из сосудов в ткань жидкой части
крови с находящимися в ней веществами,
а также клеток крови.
Генератор титульных листовТаблица истинности ONLINE |
|