Михаил булгаков воспаление мозгов читать
Михаил Афанасьевич Булгаков
ВОСПАЛЕНИЕ МОЗГОВ
Посвящается всем редакторам еженедельных журналов.
В правом кармане брюк лежали 9 копеек — два трехкопеечника, две копейки и копейка, и при каждом шаге они бренчали, как шпоры. Прохожие косились на карман.
Кажется, у меня начинают плавиться мозги. Действительно, асфальт же плавится при жаркой температуре! Почему не могут желтые мозги? Впрочем, они в костяном ящике и прикрыты волосами и фуражкой с белым верхом. Лежат внутри красивые полушария с извилинами и молчат.
А копейки — брень-брень.
У самого кафе бывшего Филиппова я прочитал надпись на белой полоске бумаги: «Щи суточные, севрюжка паровая, обед из 2-х блюд — 1 рубль».
Вынул девять копеек и выбросил их в канаву. К девяти копейкам подошел человек в истасканной морской фуражке, в разных штанинах и только в одном сапоге, отдал деньгам честь и прокричал:
— Спасибо от адмирала морских сил. Ура!
Затем он подобрал медяки и запел громким и тонким голосом:
Ата-цвели уж давно-о!
Хэ-ри-зан-темы в саду-у!
Прохожие шли мимо струей, молча сопя, как будто так и нужно, чтобы в 4 часа дня, на жаре, на Тверской, адмирал в одном сапоге пел.
Тут за мной пошли многие и говорили со мной:
— Гуманный иностранец, пожалуйте и мне девять копеек. Он шарлатан, никогда даже на морской службе не служил.
— Профессор, окажите любезность…
А мальчишка, похожий на Черномора, но только с отрезанной бородой, прыгал передо мной на аршин над панелью и торопливо рассказывал хриплым голосом:
У Калуцкой заставы
Жил разбойник и вор — Комаров[1]!
Я закрыл глаза, чтобы его не видеть, и стал говорить:
— Предположим, так. Начало: жара, и я иду, и вот мальчишка. Прыгает. Беспризорный. И вдруг выходит из-за угла заведующий детдомом. Светлая личность. Описать его. Ну, предположим, такой: молодой, голубые глаза. Бритый? Ну, скажем, бритый. Или с маленькой бородкой. Баритон. И говорит: «Мальчик, мальчик». А что дальше? «Мальчик, мальчик, ах, мальчик, мальчик…» «И в фартуке», — вдруг сказали тяжелые мозги под фуражкой. «Кто в фартуке?» — спросил я у мозгов удивленно. «Да этот, твой детдом».
«Дураки», — ответил я мозгам.
«Ты сам дурак. Бесталанный, — ответили мне мозги, — посмотрим, что ты будешь жрать сегодня, если ты сей же час не сочинишь рассказ. Графоман!»
«Не в фартуке, а в халате…»
«Почему он в халате? Ответь, кретин», — спросили мозги.
«Ну, предположим, что он только что работал, например, делал перевязку ноги больной девочке и вышел купить папирос „Трест». Тут же можно описать моссельпромщицу. И вот он говорит:
— Мальчик, мальчик… — А сказавши это (я потом присочиню, что он сказал), берет мальчика за руку и ведет в детдом. И вот Петька (мальчика Петькой назовем, такие замерзающие на жаре мальчики всегда Петьки бывают) уже в детдоме, уже не рассказывает про Комарова, а читает букварь. Щеки у него толстые, и назвать рассказ „Петька спасен». В журналах любят такие заглавия».
«Па-аршивенький рассказ, — весело бухнуло под фуражкой, — и тем более, что мы где-то уже это читали!»
— Молчать, я погибаю! — приказал я мозгам и открыл глаза. Передо мной не было адмирала и Черномора, и не было моих часов в кармане брюк.
Я пересек улицу и подошел к милиционеру, высоко поднявшему жезл.
— У меня часы украли сейчас, — сказал я.
— Кто? — спросил он.
— Не знаю, — ответил я.
— Ну, тогда пропали, — сказал милиционер.
От таких его слов мне захотелось сельтерской воды.
— Сколько стоит один стакан сельтерской? — спросил я в будочке у женщины.
— Десять копеек, — ответила она.
Спросил я ее нарочно, чтобы знать, жалеть ли мне выброшенные девять копеек. И развеселился и немного оживился при мысли, что жалеть не следует.
«Предположим — милиционер. И вот подходит к нему гражданин…»
«Нуте-с?» — осведомились мозги… «Н-да, и говорит: часы у меня свистнули. А милиционер выхватывает револьвер и кричит: „Стой!! Ты украл, подлец». Свистит. Все бегут. Ловят вора-рецидивиста. Кто-то падает. Стрельба».
«Все?» — спросили желтые толстяки, распухшие от жары в голове.
«Все».
«Замечательно, прямо-таки гениально, — рассмеялась голова и стала стучать, как часы, — но только этот рассказ не примут, потому что в нем нет идеологии. Все это, т. е. кричать, выхватывать револьвер, свистеть и бежать, мог и старорежимный городовой. Нес-па{1}, товарищ Бенвенутто Челлини[2]?»
Дело в том, что мой псевдоним — Бенвенутто Челлини. Я придумал его пять дней тому назад в такую же жару. И он страшно понравился почему-то всем кассирам в редакции. Все они пометили: «Бенвенутто Челлини» в книгах авансов рядом с моей фамилией. 5 червонцев, например, за Б. Челлини.
«Или так: извозчик № 2579. И седок забыл портфель с важными бумагами из Сахаротреста. И честный извозчик доставил портфель в Сахаротрест, и сахарная промышленность поднялась, а сознательного извозчика наградили».
«Мы этого извозчика помним, — сказали, остервенясь, воспаленные мозги, — еще по приложениям к Марксовской „Ниве». Раз пять мы его там встречали, набранного то петитом, то корпусом, только седок служил тогда не в Сахаротресте, а в Министерстве внутренних дел. Умолкни! Вот и редакция. Посмотрим, что ты будешь говорить. Где рассказик?..»
По шаткой лестнице я вошел с развязным видом и громко напевая:
И за Сеню я!
За кирпичики[3]
Полюбила кирпичный завод.
В редакции, зеленея от жары, в тесной комнате сидел заведующий редакцией, сам редактор, секретарь и еще двое праздношатающихся. В деревянном окне, как в зоологическом саду, торчал птичий нос кассира.
— Кирпичики кирпичиками, — сказал заведующий, — а вот где обещанный рассказ?
— Представьте, какой гротеск, — сказал я, улыбаясь весело, — у меня сейчас часы украли на улице.
Все промолчали.
— Вы обещали сегодня дать денег, — сказал я и вдруг в зеркале увидал, что я похож на пса под трамваем.
— Нету денег, — сухо ответил заведующий, по лицам я увидал, что деньги есть.
— У меня есть план рассказа. Вот чудак вы, — заговорил я тенором, — я в понедельник его принесу к половине второго.
— Какой план рассказа?
— Хм… В одном доме жил священник…
Все заинтересовались. Праздношатающиеся подняли головы.
— Ну?
— И умер.
— Юмористический? — спросил редактор, сдвигая брови.
— Юмористический, — ответил я, утопая.
— У нас уже есть юмористика. На три номера. Сидоров написал, — сказал редактор. — Дайте что-нибудь авантюрное.
Ìèõàèë Áóëãàêîâ. Âîñïàëåíèå ìîçãîâ
Ì.: Ñîâðåìåííèê, 1990
Ïîñâÿùàåòñÿ âñåì ðåäàêòîðàì åæåíåäåëüíûõ æóðíàëîâ
 ïðàâîì êàðìàíå áðþê ëåæàëè 9 êîïååê — äâà òðåõêîïåå÷íèêà, äâå êîïåéêè
è êîïåéêà, è ïðè êàæäîì øàãå îíè áðåí÷àëè, êàê øïîðû. Ïðîõîæèå êîñèëèñü íà
êàðìàí.
Êàæåòñÿ, ó ìåíÿ íà÷èíàþò ïëàâèòüñÿ ìîçãè. Äåéñòâèòåëüíî, àñôàëüò æå
ïëàâèòñÿ ïðè æàðêîé òåìïåðàòóðå! Ïî÷åìó íå ìîãóò æåëòûå ìîçãè? Âïðî÷åì, îíè
â êîñòÿíîì ÿùèêå è ïðèêðûòû âîëîñàìè è ôóðàæêîé ñ áåëûì âåðõîì. Ëåæàò âíóòðè
êðàñèâûå ïîëóøàðèÿ ñ èçâèëèíàìè è ìîë÷àò.
À êîïåéêè — áðåíü-áðåíü.
Ó ñàìîãî êàôå áûâøåãî Ôèëèïïîâà ÿ ïðî÷èòàë íàäïèñü íà áåëîé ïîëîñêå
áóìàãè: «Ùè ñóòî÷íûå, ñåâðþæêà ïàðîâàÿ, îáåä èç 2-õ áëþä — 1 ðóáëü».
Âûíóë äåâÿòü êîïååê è âûáðîñèë èõ â êàíàâó. Ê äåâÿòè êîïåéêàì ïîäîøåë
÷åëîâåê â èñòàñêàííîé ìîðñêîé ôóðàæêå, â ðàçíûõ øòàíèíàõ è òîëüêî â îäíîì
ñàïîãå, îòäàë äåíüãàì ÷åñòü è ïðîêðè÷àë:
— Ñïàñèáî îò àäìèðàëà ìîðñêèõ ñèë. Óðà!
Çàòåì îí ïîäîáðàë ìåäÿêè è çàïåë ãðîìêèì è òîíêèì ãîëîñîì:
Àòà-öâåëè óæ äàâíî-î!
Õý-ðè-çàí-òåìû â ñàäó-ó!..
Ïðîõîæèå øëè ìèìî ñòðóåé, ìîë÷à ñîïÿ, êàê áóäòî òàê è íóæíî, ÷òîáû â 4
÷àñà äíÿ, íà æàðå, íà Òâåðñêîé, àäìèðàë â îäíîì ñàïîãå ïåë.
Òóò çà ìíîé ïîøëè ìíîãèå è ãîâîðèëè ñî ìíîé:
— Ãóìàííûé èíîñòðàíåö, ïîæàëóéòå è ìíå 9 êîïååê. Îí øàðëàòàí, íèêîãäà
äàæå íà ìîðñêîé ñëóæáå íå ñëóæèë.
— Ïðîôåññîð, îêàæèòå ëþáåçíîñòü…
À ìàëü÷èøêà, ïîõîæèé íà ×åðíîìîðà, íî òîëüêî ñ îòðåçàííîé áîðîäîé,
ïðûãàë ïåðåäî ìíîþ íà àðøèí íàä ïàíåëüþ è òîðîïëèâî ðàññêàçûâàë õðèïëûì
ãîëîñîì:
Ó Êàëóöêîé çàñòàâû
Æèë ðàçáîéíèê è âîð — Êàìàðîâ!
ß çàêðûë ãëàçà, ÷òîáû åãî íå âèäåòü, è ñòàë ãîâîðèòü.
— Ïðåäïîëîæèì òàê. Íà÷àëî: æàðà, è ÿ èäó, è âîò ìàëü÷èøêà. Ïðûãàåò.
Áåñïðèçîðíûé. È âäðóã âûõîäèò èç-çà óãëà çàâåäóþùèé äåòäîìîì. Ñâåòëàÿ
ëè÷íîñòü. Îïèñàòü åãî. Íó, ïðåäïîëîæèì, òàêîé: ìîëîäîé, ãîëóáûå ãëàçà.
Áðèòûé? Íó, ñêàæåì, áðèòûé. Èëè ñ ìàëåíüêîé áîðîäêîé. Áàðèòîí. È ãîâîðèò:
Ìàëü÷èê, ìàëü÷èê. — À ÷òî äàëüøå? Ìàëü÷èê, ìàëü÷èê, àõ, ìàëü÷èê, ìàëü÷èê…
«È â ôàðòóêå», — âäðóã ñêàçàëè òÿæåëûå ìîçãè ïîä ôóðàæêîé. «Êòî â ôàðòóêå?»-
ñïðîñèë ÿ ó ìîçãîâ óäèâëåííî. — «Äà ýòîò, òâîé äåòäîì».
«Äóðàêè», — îòâåòèë ÿ ìîçãàì.
«Òû ñàì äóðàê. Áåñòàëàííûé, — îòâåòèëè ìíå ìîçãè, — ïîñìîòðèì, ÷òî òû
áóäåøü æðàòü ñåãîäíÿ, åñëè òû ñåé æå ÷àñ íå ñî÷èíèøü ðàññêàç. Ãðàôîìàí!»
Íå â ôàðòóêå, à â õàëàòå…
«Ïî÷åìó îí â õàëàòå, îòâåòü, êðåòèí?»- ñïðîñèëè ìîçãè.
«Íó, ïðåäïîëîæèì, ÷òî îí òîëüêî ÷òî ðàáîòàë, íàïðèìåð, äåëàë ïåðåâÿçêó
íîãè áîëüíîé äåâî÷êå è âûøåë êóïèòü ïàïèðîñ «Òðåñò». Òóò æå ìîæíî îïèñàòü
ìîññåëüïðîìùèöó. È âîò îí ãîâîðèò:
— Ìàëü÷èê, ìàëü÷èê… À ñêàçàâøè ýòî (ÿ ïîòîì ïðèñî÷èíþ, ÷òî îí
ñêàçàë), áåðåò ìàëü÷èêà çà ðóêó è âåäåò â äåòäîì. È âîò Ïåòüêà (ìàëü÷èêà
Ïåòüêîé íàçîâåì, òàêèå çàìåðçàþùèå íà æàðå ìàëü÷èêè âñåãäà Ïåòüêè áûâàþò)
óæå â äåòäîìå, óæå íå ðàññêàçûâàåò ïðî Êîìàðîâà, à ÷èòàåò áóêâàðü. Ùåêè ó
íåãî òîëñòûå, è íàçâàòü ðàññêàç: «Ïåòüêà ñïàñåí». Â æóðíàëàõ ëþáÿò òàêèå
çàãëàâèÿ».
«Ïà-àðøèâåíüêèé ðàññêàç, — âåñåëî áóõíóëî ïîä ôóðàæêîé, — è òåì áîëåå,
÷òî ìû ãäå-òî óæå ýòî ÷èòàëè!»
— Ìîë÷àòü, ÿ ïîãèáàþ! — ïðèêàçàë ÿ ìîçãàì è îòêðûë ãëàçà.
Ïåðåäî ìíîþ íå áûëî àäìèðàëà è ×åðíîìîðà è íå áûëî ìîèõ ÷àñîâ â êàðìàíå
áðþê.
ß ïåðåñåê óëèöó è ïîäîøåë ê ìèëèöèîíåðó, âûñîêî ïîäíÿâøåìó æåçë.
— Ó ìåíÿ ÷àñû óêðàëè ñåé÷àñ, — ñêàçàë ÿ.
— Êòî? — ñïðîñèë îí.
— Íå çíàþ, — îòâåòèë ÿ.
— Íó, òîãäà ïðîïàëè, — ñêàçàë ìèëèöèîíåð.
Îò òàêèõ åãî ñëîâ ìíå çàõîòåëîñü ñåëüòåðñêîé âîäû.
— Ñêîëüêî ñòîèò îäèí ñòàêàí ñåëüòåðñêîé? — ñïðîñèë ÿ â áóäî÷êå ó
æåíùèíû.
— 10 êîïååê, — îòâåòèëà îíà.
Ñïðîñèë ÿ åå íàðî÷íî, ÷òîáû çíàòü, æàëåòü ëè ìíå âûáðîøåííûå 9 êîïååê.
È ðàçâåñåëèëñÿ è íåìíîãî îæèâèëñÿ ïðè ìûñëè, ÷òî æàëåòü íå ñëåäóåò.
«Ïðåäïîëîæèì — ìèëèöèîíåð. È âîò ïîäõîäèò ê íåìó ãðàæäàíèí…»
«Íó-òå-ñ?» — îñâåäîìèëèñü ìîçãè.
— Í-äà, è ãîâîðèò: ÷àñû ó ìåíÿ ñâèñíóëè. À ìèëèöèîíåð, âûõâàòûâàåò
ðåâîëüâåð è êðè÷èò: «Ñòîé!! Òû óêðàë, ïîäëåö». Ñâèñòèò. Âñå áåãóò. Ëîâÿò
âîðà-ðåöèäèâèñòà. Êòî-òî ïàäàåò. Ñòðåëüáà.
«Âñå?» — ñïðîñèëè æåëòûå òîëñòÿêè, ðàñïóõøèå îò æàðû â ãîëîâå. «Âñå».
«Çàìå÷àòåëüíî, ïðÿìî-òàêè ãåíèàëüíî, — ðàññìåÿëàñü ãîëîâà è ñòàëà
ñòó÷àòü, êàê ÷àñû, — íî òîëüêî ýòîò ðàññêàç íå ïðèìóò, ïîòîìó ÷òî â íåì íåò
èäåîëîãèè. Âñå ýòî, ò. å. êðè÷àòü, âûõâàòûâàòü ðåâîëüâåð, ñâèñòåòü è áåæàòü,
ìîã è ñòàðîðåæèìíûé ãîðîäîâîé. Íåñ-ïà [Íå òàê ëè? (ôð.)], òîâàðèù Áåíâåíóòòî
×åëëèíè».
Äåëî â òîì, ÷òî ìîé ïñåâäîíèì — Áåíâåíóòòî ×åëëèíè. ß ïðèäóìàë åãî ïÿòü
äíåé òîìó íàçàä â òàêóþ æå æàðó. È îí ñòðàøíî ïîíðàâèëñÿ ïî÷åìó-òî âñåì
êàññèðàì â ðåäàêöèè. Âñå îíè ïîìåòèëè: «Áåíâåíóòòî ×åëëèíè» â êíèãàõ àâàíñîâ
ðÿäîì ñ ìîåé ôàìèëèåé. 5 ÷åðâîíöåâ, íàïðèìåð, çà Á. ×åëëèíè.
Èëè òàê: èçâîç÷èê No 2579. È ñåäîê çàáûë ïîðòôåëü ñ âàæíûìè áóìàãàìè èç
Ñàõàðîòðåñòà. È ÷åñòíûé èçâîç÷èê äîñòàâèë ïîðòôåëü â Ñàõàðîòðåñò, è ñàõàðíàÿ
ïðîìûøëåííîñòü ïîäíÿëàñü, à ñîçíàòåëüíîãî èçâîç÷èêà íàãðàäèëè.
«Ìû ýòîãî èçâîç÷èêà ïîìíèì, — ñêàçàëè, îñòåðâåíÿñü, âîñïàëåííûå ìîçãè,
— åùå ïî ïðèëîæåíèÿì â ìàðêñîâñêîé «Íèâå». Ðàç ïÿòü ìû åãî òàì âñòðå÷àëè,
íàáðàííîãî òî ïåòèòîì, òî êîðïóñîì, òîëüêî ñåäîê ñëóæèë òîãäà íå â
Ñàõàðîòðåñòå, à â Ìèíèñòåðñòâå âíóòðåííèõ äåë». Óìîëêíè! Âîò è ðåäàêöèÿ.
Ïîñìîòðèì, ÷òî òû áóäåøü ãîâîðèòü. Ãäå ðàññêàçèê?..»
Ïî øàòêîé ëåñòíèöå ÿ âîøåë â ðåäàêöèþ ñ ðàçâÿçíûì âèäîì è ãðîìêî
íàïåâàÿ:
È çà Ñåíþ ÿ!
Çà êèðïè÷èêè,
Ïîëþáèë êèðïè÷íûé çàâîä.
 ðåäàêöèè, çåëåíåÿ îò æàðû â òåñíîé êîìíàòå, ñèäåë çàâåäóþùèé
ðåäàêöèåé, ñàì ðåäàêòîð, ñåêðåòàðü è åùå äâîå ïðàçäíîøàòàþùèõñÿ. Â
äåðåâÿííîì îêíå, êàê â çîîëîãè÷åñêîì ñàäó, òîð÷àë ïòè÷èé íîñ êàññèðà.
— Êèðïè÷èêè êèðïè÷èêàìè, — ñêàçàë çàâåäóþùèé, — à âîò ãäå îáåùàííûé
ðàññêàç?
— Ïðåäñòàâüòå, êàêîé ãðîòåñê, — ñêàçàë ÿ, óëûáàÿñü âåñåëî, — ó ìåíÿ
ñåé÷àñ ÷àñû óêðàëè íà óëèöå.
Âñå ïðîìîë÷àëè.
— Âû ìíå îáåùàëè ñåãîäíÿ äàòü äåíåã, — ñêàçàë ÿ è âäðóã â çåðêàëå
óâèäàë, ÷òî ÿ ïîõîæ íà ïñà ïîä òðàìâàåì.
— Íåòó äåíåã, — ñóõî îòâåòèë çàâåäóþùèé, è ïî ëèöàì ÿ óâèäàë, ÷òî
äåíüãè åñòü.
— Ó ìåíÿ åñòü ïëàí ðàññêàçà. Âîò ÷óäàê âû, — çàãîâîðèë ÿ òåíîðîì, — ÿ â
ïîíåäåëüíèê åãî ïðèíåñó ê ïîëîâèíå âòîðîãî.
— Êàêîé ïëàí ðàññêàçà?
— Õì… Â îäíîì äîìå æèë ñâÿùåííèê…
Âñå çàèíòåðåñîâàëèñü. Ïðàçäíîøàòàþùèåñÿ ïîäíÿëè ãîëîâû.
— Íó?
— È óìåð.
— Þìîðèñòè÷åñêèé? — ñïðîñèë ðåäàêòîð, ñäâèãàÿ áðîâè.
— Þìîðèñòè÷åñêèé, — îòâåòèë ÿ, óòîïàÿ.
— Ó íàñ óæå åñòü þìîðèñòèêà. Íà òðè íîìåðà. Ñèäîðîâ íàïèñàë, — ñêàçàë
ðåäàêòîð. — Äàéòå ÷òî-íèáóäü àâàíòþðíîå.
— Åñòü, — îòâåòèë ÿ áûñòðî, — åñòü, åñòü, êàê æå!
— Ðàññêàæèòå ïëàí, — ñêàçàë, ñìÿã÷àñü, çàâåäóþùèé.
— Êõå… Îäèí íýïìàí ïîåõàë â Êðûì…
— Äàëüøå-ñ!
ß íàæàë íà áîëüíûå ìîçãè òàê, ÷òî èç íèõ çàêàïàë ñîê, è âûìîëâèë:
— Íó è ó íåãî óêðàëè áàíäèòû ÷åìîäàí.
— Íà ñêîëüêî ñòðîê ýòî?
— Ñòðîê íà òðèñòà. À âïðî÷åì, ìîæíî è… ìåíüøå. Èëè áîëüøå.
— Íàïèøèòå ðàñïèñêó íà 20 ðóáëåé, Áåíâåíóòòî, — ñêàçàë çàâåäóþùèé, — íî
òîëüêî ïðèíåñèòå ðàññêàç, ÿ âàñ ñåðüåçíî ïðîøó.
ß ñåë ïèñàòü ðàñïèñêó ñ íàñëàæäåíèåì. Íî ìîçãè íèêàêîãî ó÷àñòèÿ íè â
÷åì íå ïðèíèìàëè. Òåïåðü îíè áûëè ìàëåíüêèå, ñúåæèâøèåñÿ, ïîêðûòûå âìåñòî
èçâèëèí ÷åðíûìè çàïåêøèìèñÿ ùåëÿìè. Óìåðëè.
Êàññèð, áûëî, çàïðîòåñòîâàë. ß ñëûøàë åãî ðåçêèé ñêâîðåøíûé ãîëîñ:
— Íå äàì ÿ âàøåìó ×èíèçåëëè íè÷åãî. Îí è òàê ïåðåáðàë óæå 60 öåëêîâûõ.
— Äàéòå, äàéòå, — ïðèêàçàë çàâåäóþùèé.
È êàññèð ñ íåíàâèñòüþ âûäàë ìíå îäèí õðóñòÿùèé è áëåñòÿùèé ÷åðâîíåö, à
äðóãîé òåìíûé, ñ òðåùèíîé ïîñåðåäèíå.
×åðåç 10 ìèíóò ÿ ñèäåë ïîä ïàëüìàìè â òåíè Ôèëèïïîâà, óêðûâøèñü îò
âçîðîâ ñâåòà. Ïåðåäî ìíîþ ïîñòàâèëè òîëñòóþ êðóæêó ïèâà. «Ñäåëàåì îïûò, —
ãîâîðèë ÿ êðóæêå, — åñëè îíè íå îæèâóò ïîñëå ïèâà, — çíà÷èò, êîíåö. Îíè
ïîìåðëè — ìîè ìîçãè, âñëåäñòâèå ïèñàíèÿ ðàññêàçîâ, è áîëüøå íå ïðîñíóòñÿ.
Åñëè òàê, ÿ ïðîåì 20 ðóáëåé è óìðó. Ïîñìîòðèì, êàê îíè ñ ìåíÿ, ïîêîéíè÷êà,
ïîëó÷àò îáðàòíî àâàíñ». Ýòà ìûñëü ìåíÿ íàñìåøèëà, ÿ ñäåëàë ãëîòîê. Ïîòîì
äðóãîé. Ïðè òðåòüåì ãëîòêå æèâàÿ ñèëà âäðóã çàêîïîøèëàñü â âèñêàõ, æèëû
íàáóõëè, è ñúåæèâøèåñÿ æåëòêè ðàñïðàâèëèñü â êîñòÿíîì ÿùèêå.
— Æèâû? — ñïðîñèë ÿ.
«Æèâû», — îòâåòèëè îíè øåïîòîì.
— Íó, òåïåðü ñî÷èíÿéòå ðàññêàç!
 ýòî âðåìÿ ïîäîøåë êî ìíå õðîìîé ñ ïåðî÷èííûìè íîæèêàìè. ß êóïèë îäèí
çà ïîëòîðà ðóáëÿ. Ïîòîì ïðèøåë ãëóõîíåìîé è ïðîäàë ìíå äâå îòêðûòêè â æåëòîì
êîíâåðòå ñ íàäïèñüþ:
«Ãðàæäàíå, ïîìîãèòå ãëóõîíåìîìó».
Íà îäíîé îòêðûòêå ñòîÿëà åëêà â âàòíîì ñíåãó, à íà äðóãîé áûë çàÿö ñ
àýðîïëàííûìè óøàìè, ïîñûïàííûé áèñåðîì. ß ëþáîâàëñÿ çàéöåì, â æèëàõ ìîèõ
áåæàëà ïåíèñòàÿ ïèâíàÿ êðîâü. Â îêíàõ ñèÿëà æàðà, ïëàâèëñÿ àñôàëüò.
Ãëóõîíåìîé ñòîÿë ó ïîäúåçäà êàôå è ðàçäðàæåííî ãîâîðèë õðîìîìó:
— Êàòèñü îòñþäà êîëáàñîé ñî ñâîèìè íîæèêàìè. Êàêîå òû èìååøü ïðàâî â
ìîåì Ôèëèïïîâå òîðãîâàòü? Óõîäè â «Ýëüäîðàäî»!
— Ïðåäïîëîæèì òàê, — íà÷àë ÿ, ïëàìåíåÿ, — óëèöà ãðåìåëà, ñî ñâèñòîì
ñîëîâüèíûì ïðîøëà ìîòîöèêëåòêà. Æåëòûé ïåðåïëåòåííûé ãðîá ñ çåðêàëüíûìè
ñòåêëàìè (àâòîáóñ)!..
— «Çäîðîâî ïîøëî äåëî, — çàìåòèëè âûçäîðîâåâøèå ìîçãè, — ñïðàøèâàé åùå
ïèâî, ÷èíè êàðàíäàø, ñûïü äàëüøå… Âäîõíîâåíüå, âäîõíîâåíüå».
×åðåç íåñêîëüêî ìãíîâåíèé âäîõíîâåíèå õëûíóëî ñ ýñòðàäû ïîä âîåííûé
ìàðø Øóáåðòà-Òàóçèãà, ïîä õëîïàíüå òàðåëîê, ïîä çâîí ñåðåáðà.
ß ïèñàë ðàññêàç â «Èëëþñòðàöèþ», ìîçãè ïåëè ïîä âîåííûé ìàðø:
×òî, ñåíüîð ìîé,
Âäîõíîâåíüå ìíå äàíî?
Êàê âàøå ìíåíèå?!
Æàðà! Æàðà!
1926
1
Ïîïóëÿðíîñòü: 14, Last-modified: Thu, 17 Feb 2005 05:14:04 GMT
«Воспаление мозгов»
Посвящается всем редакторам еженедельных журналов
В правом кармане брюк лежали 9 копеек — два трехкопеечника, две копейки и копейка, и при каждом шаге они бренчали, как шпоры. Прохожие косились на карман.
Кажется, у меня начинают плавиться мозги. Действительно, асфальт же плавится при жаркой температуре! Почему не могут желтые мозги? Впрочем, они в костяном ящике и прикрыты волосами и фуражкой с белым верхом. Лежат внутри красивые полушария с извилинами и молчат.
А копейки — брень-брень.
У самого кафе бывшего Филиппова я прочитал надпись на белой полоске бумаги: «Щи суточные, севрюжка паровая, обед из 2-х блюд — 1 рубль».
Вынул девять копеек и выбросил их в канаву. К девяти копейкам подошел человек в истасканной морской фуражке, в разных штанинах и только в одном сапоге, отдал деньгам честь и прокричал:
— Спасибо от адмирала морских сил. Ура!
Затем он подобрал медяки и запел громким и тонким голосом:
Ата-цвели уж давно-о!
Хэ-ри-зан-темы в саду-у!..
Прохожие шли мимо струей, молча сопя, как будто так и нужно, чтобы в 4 часа дня, на жаре, на Тверской, адмирал в одном сапоге пел.
Тут за мной пошли многие и говорили со мной:
— Гуманный иностранец, пожалуйте и мне 9 копеек. Он шарлатан, никогда даже на морской службе не служил.
— Профессор, окажите любезность…
А мальчишка, похожий на Черномора, но только с отрезанной бородой, прыгал передо мною на аршин над панелью и торопливо рассказывал хриплым голосом:
У Калуцкой заставы
Жил разбойник и вор — Камаров!
Я закрыл глаза, чтобы его не видеть, и стал говорить.
— Предположим так. Начало: жара, и я иду, и вот мальчишка. Прыгает. Беспризорный. И вдруг выходит из-за угла заведующий детдомом. Светлая личность. Описать его. Ну, предположим, такой: молодой, голубые глаза. Бритый? Ну, скажем, бритый. Или с маленькой бородкой. Баритон. И говорит: Мальчик, мальчик. — А что дальше? Мальчик, мальчик, ах, мальчик, мальчик… «И в фартуке», — вдруг сказали тяжелые мозги под фуражкой. «Кто в фартуке?»- спросил я у мозгов удивленно. — «Да этот, твой детдом».
«Дураки», — ответил я мозгам.
«Ты сам дурак. Бесталанный, — ответили мне мозги, — посмотрим, что ты будешь жрать сегодня, если ты сей же час не сочинишь рассказ. Графоман!»
Не в фартуке, а в халате…
«Почему он в халате, ответь, кретин?»- спросили мозги.
«Ну, предположим, что он только что работал, например, делал перевязку ноги больной девочке и вышел купить папирос «Трест». Тут же можно описать моссельпромщицу. И вот он говорит:
— Мальчик, мальчик… А сказавши это (я потом присочиню, что он сказал), берет мальчика за руку и ведет в детдом. И вот Петька (мальчика Петькой назовем, такие замерзающие на жаре мальчики всегда Петьки бывают) уже в детдоме, уже не рассказывает про Комарова, а читает букварь. Щеки у него толстые, и назвать рассказ: «Петька спасен». В журналах любят такие заглавия».
«Па-аршивенький рассказ, — весело бухнуло под фуражкой, — и тем более, что мы где-то уже это читали!»
— Молчать, я погибаю! — приказал я мозгам и открыл глаза.
Передо мною не было адмирала и Черномора и не было моих часов в кармане брюк.
Я пересек улицу и подошел к милиционеру, высоко поднявшему жезл.
— У меня часы украли сейчас, — сказал я.
— Кто? — спросил он.
— Не знаю, — ответил я.
— Ну, тогда пропали, — сказал милиционер.
От таких его слов мне захотелось сельтерской воды.
— Сколько стоит один стакан сельтерской? — спросил я в будочке у женщины.
— 10 копеек, — ответила она.
Спросил я ее нарочно, чтобы знать, жалеть ли мне выброшенные 9 копеек. И развеселился и немного оживился при мысли, что жалеть не следует.
«Предположим — милиционер. И вот подходит к нему гражданин…» «Ну-те-с?» — осведомились мозги.
— Н-да, и говорит: часы у меня свиснули. А милиционер, выхватывает револьвер и кричит: «Стой!! Ты украл, подлец». Свистит. Все бегут. Ловят вора-рецидивиста. Кто-то падает. Стрельба.
«Все?» — спросили желтые толстяки, распухшие от жары в голове. «Все».
«Замечательно, прямо-таки гениально, — рассмеялась голова и стала стучать, как часы, — но только этот рассказ не примут, потому что в нем нет идеологии. Все это, т. е. кричать, выхватывать револьвер, свистеть и бежать, мог и старорежимный городовой. Нес-па [ Не так ли? (фр.) ], товарищ Бенвенутто Челлини».
Дело в том, что мой псевдоним — Бенвенутто Челлини. Я придумал его пять дней тому назад в такую же жару. И он страшно понравился почему-то всем кассирам в редакции. Все они пометили: «Бенвенутто Челлини» в книгах авансов рядом с моей фамилией. 5 червонцев, например, за Б. Челлини.
Или так: извозчик No 2579. И седок забыл портфель с важными бумагами из Сахаротреста. И честный извозчик доставил портфель в Сахаротрест, и сахарная промышленность поднялась, а сознательного извозчика наградили.
«Мы этого извозчика помним, — сказали, остервенясь, воспаленные мозги, — еще по приложениям в марксовской «Ниве». Раз пять мы его там встречали, набранного то петитом, то корпусом, только седок служил тогда не в Сахаротресте, а в Министерстве внутренних дел». Умолкни! Вот и редакция. Посмотрим, что ты будешь говорить. Где рассказик?..»
По шаткой лестнице я вошел в редакцию с развязным видом и громко напевая:
И за Сеню я!
За кирпичики,
Полюбил кирпичный завод.
В редакции, зеленея от жары в тесной комнате, сидел заведующий редакцией, сам редактор, секретарь и еще двое праздношатающихся. В деревянном окне, как в зоологическом саду, торчал птичий нос кассира.
— Кирпичики кирпичиками, — сказал заведующий, — а вот где обещанный рассказ?
— Представьте, какой гротеск, — сказал я, улыбаясь весело, — у меня сейчас часы украли на улице.
Все промолчали.
— Вы мне обещали сегодня дать денег, — сказал я и вдруг в зеркале увидал, что я похож на пса под трамваем.
— Нету денег, — сухо ответил заведующий, и по лицам я увидал, что деньги есть.
— У меня есть план рассказа. Вот чудак вы, — заговорил я тенором, — я в понедельник его принесу к половине второго.
— Какой план рассказа?
— Хм… В одном доме жил священник…
Все заинтересовались. Праздношатающиеся подняли головы.
— Ну?
— И умер.
— Юмористический? — спросил редактор, сдвигая брови.
— Юмористический, — ответил я, утопая.
— У нас уже есть юмористика. На три номера. Сидоров написал, — сказал редактор. — Дайте что-нибудь авантюрное.
— Есть, — ответил я быстро, — есть, есть, как же!
— Расскажите план, — сказал, смягчась, заведующий.
— Кхе… Один нэпман поехал в Крым…
— Дальше-с!
Я нажал на больные мозги так, что из них закапал сок, и вымолвил:
— Ну и у него украли бандиты чемодан.
— На сколько строк это?
— Строк на триста. А впрочем, можно и… меньше. Или больше.
— Напишите расписку на 20 рублей, Бенвенутто, — сказал заведующий, — но только принесите рассказ, я вас серьезно прошу.
Я сел писать расписку с наслаждением. Но мозги никакого участия ни в чем не принимали. Теперь они были маленькие, съежившиеся, покрытые вместо извилин черными запекшимися щелями. Умерли.
Кассир, было, запротестовал. Я слышал его резкий скворешный голос:
— Не дам я вашему Чинизелли ничего. Он и так перебрал уже 60 целковых.
— Дайте, дайте, — приказал заведующий.
И кассир с ненавистью выдал мне один хрустящий и блестящий червонец, а другой темный, с трещиной посередине.
Через 10 минут я сидел под пальмами в тени Филиппова, укрывшись от взоров света. Передо мною поставили толстую кружку пива. «Сделаем опыт, — говорил я кружке, — если они не оживут после пива, — значит, конец. Они померли — мои мозги, вследствие писания рассказов, и больше не проснутся. Если так, я проем 20 рублей и умру. Посмотрим, как они с меня, покойничка, получат обратно аванс». Эта мысль меня насмешила, я сделал глоток. Потом другой. При третьем глотке живая сила вдруг закопошилась в висках, жилы набухли, и съежившиеся желтки расправились в костяном ящике.
— Живы? — спросил я.
«Живы», — ответили они шепотом.
— Ну, теперь сочиняйте рассказ!
В это время подошел ко мне хромой с перочинными ножиками. Я купил один за полтора рубля. Потом пришел глухонемой и продал мне две открытки в желтом конверте с надписью:
«Граждане, помогите глухонемому».
На одной открытке стояла елка в ватном снегу, а на другой был заяц с аэропланными ушами, посыпанный бисером. Я любовался зайцем, в жилах моих бежала пенистая пивная кровь. В окнах сияла жара, плавился асфальт. Глухонемой стоял у подъезда кафе и раздраженно говорил хромому:
— Катись отсюда колбасой со своими ножиками. Какое ты имеешь право в моем Филиппове торговать? Уходи в «Эльдорадо»!
— Предположим так, — начал я, пламенея, — улица гремела, со свистом соловьиным прошла мотоциклетка. Желтый переплетенный гроб с зеркальными стеклами (автобус)!..
— «Здорово пошло дело, — заметили выздоровевшие мозги, — спрашивай еще пиво, чини карандаш, сыпь дальше… Вдохновенье, вдохновенье».
Через несколько мгновений вдохновение хлынуло с эстрады под военный марш Шуберта-Таузига, под хлопанье тарелок, под звон серебра.
Я писал рассказ в «Иллюстрацию», мозги пели под военный марш:
Что, сеньор мой,
Вдохновенье мне дано?
Как ваше мнение?!
Жара! Жара!
1926
Михаил Булгаков — Воспаление мозгов, читать текст
См. также Булгаков Михаил — Проза (рассказы, поэмы, романы …) :
Воспоминание…
У многих, очень многих есть воспоминания, связанные с Владимиром Ильич…
В театре Зимина
(Наброски карандашом) Не узнать зиминского театра. Окрашенные в какие-…