Музыкальная группа воспаление мозга

Содержание

Энцефалит является крайне серьезным заболеванием с достаточно высоким уровнем летальности. На сегодняшний момент под термином «энцефалит» объединена группа болезней, имеющих различную этиологию: вирусную, токсическую и так далее. Одним из главных условий для благоприятного прогноза при этом патологическом процессе является своевременное оказание медицинской помощи. В противном же случае больной человек может столкнуться с рядом жизнеугрожающих осложнений, например, с отеком головного мозга.

Причины развития и классификация энцефалитов

Как мы уже сказали, под термином «энцефалит» понимается группа заболеваний, при котором воспаляется вещество головного мозга. В подавляющем большинстве случаев данная патология бывает ассоциирована с вирусами. Несколько реже к поражению вещества головного мозга приводят аллергические, инфекционно-аллергические или токсические факторы.

В зависимости от причины развития энцефалита принято выделять две основные формы: первичную и вторичную. Первичное воспаление вещества головного мозга имеет место в том случае, если патологический процесс сразу затронул центральную нервную систему, что, например, встречается при нейросифилисе, заражении некоторыми вирусами или риккетсиями. Вторичная форма выступает в качестве осложнений какой-либо основной патологии. В качестве примера можно привести вторичное поражение головного мозга на фоне кори, гриппа, стрептококковой инфекции. Кроме этого, в качестве отдельной нозологической единицы выделяются поствакцинальные энцефалиты.

Данное заболевание может иметь:

  • Сверхострое течение;
  • Острое течение;
  • Подострое течение;
  • Хроническое течение;
  • Рецидивирующее течение.

В том случае, если воспалительный процесс преимущественно локализуется в белом веществе головного мозга, говорят об лейкоэнцефалите. При поражении серого вещества имеет место полиэнцефалит. Диффузное воспаление, затрагивающее как серое, так и белое вещество, называется панэнцефалитом.

В данной статье мы наиболее подробно поговорим об одной из самых распространенных первичных форм — клещевом энцефалите.

Клещевой энцефалит: симптомы и диагностика

Клещевой энцефалит — это вирусное заболевание, передаваемое иксодовыми клещами. Впервые эта патология была описана еще в 1935 году во Владивостоке. В 1937 году удалось установить возбудителя данного патологического процесса. В период с 1937 по 1941 год проводилось активное изучение этой болезни, в ходе которого было выявлено несколько штаммов возбудителя и установлена роль иксодовых клещей в распространении данной инфекции.

В России наиболее опасными регионами по этой болезни считаются Пермский край, Тюменская и Свердловская области, а также ряд других территорий. Ежегодный уровень заболеваемости в Российской Федерации составляет от 5 до 6 тыс. случаев.

Возбудителем данного патологического процесса является специфический вирус, обладающий тропностью к нервной ткани. Вирусные частицы имеют очень маленькие размеры (от 40 до 50 нанометров), за счет чего они легко проникает в центральную нервную систему. Возбудитель обладает низким уровнем устойчивости в окружающей среде. Он достаточно быстро инактивируется при воздействии повышенных температур, контакте с ультрафиолетовыми лучами и химическими дезинфицирующими средствами. Однако в условиях пониженных температур вирусная флора способна сохраняться на протяжении длительного времени.

Основным способом заражения при клещевом энцефалите является трансмиссивный путь. Другими словами, возбудитель попадает в организм человека и животных при укусе иксодовыми клещами. Кроме этого, в отдельных случаях возможно инфицирование при употреблении молока от зараженного домашнего животного, которое не прошло достаточной термической обработки.

Подъем уровня заболеваемости выпадает на период максимальной активности клещей, а именно на конец весны — начало лета. В основной группе риска находятся люди, часто посещающие лесопарковые зоны для прогулок и не использующие при этом специальных отпугивающих средств.

Клещевой энцефалит в зависимости от своего течения делится на три клинических варианта:

  • Лихорадочный;
  • Менингеальный;
  • Очаговый.

Наиболее часто встречается лихорадочный вариант, а именно примерно у половины больных людей. Менингеальный вариант диагностируется у 30% пациентов, он может иметь как среднетяжелое, так и тяжелое течение. Наиболее неблагоприятным вариантом является очаговый. Он характеризуется достаточно высоким уровнем летальности.

Продолжительность инкубационного периода в среднем составляет от 7 до 14 суток, однако он может удлиняться или укорачиваться. На первое место в клинической картине выходят жалобы на резкую слабость и недомогание, боли в мышцах и суставах. Зачастую присутствует интенсивная головная боль, возможна рвота. Характерно покраснение лица, гиперемия конъюнктивы.

Основным симптомом при лихорадочном варианте является повышение температуры тела до фебрильных значений. Дополнительно присутствуют и другие признаки общего интоксикационного синдрома. В среднем продолжительность лихорадки составляет до 10 суток.

При менингеальном варианте пациент жалуется на очень сильную головную боль, рвоту, повышенную чувствительность к яркому свету и громким звукам. В обязательном порядке возникают трудности при попытке привести подбородок к груди, что говорит о ригидности затылочных мышц. Интоксикационный синдром также присутствует.

Тяжелее всего протекает очаговый вариант, при котором наблюдаются высокая лихорадка, рвота и судороги. Клиническая картина дополняется очаговой симптоматикой, зависящей от локализации воспалительного процесса. В качестве примера можно привести галлюцинации, бред, двигательные или чувствительные расстройства и так далее.

Выявить клещевой энцефалит можно с помощью общего осмотра, эпидемиологических данных, серологических анализов и ПЦР-диагностики.

В 2013 году были проведены исследования, целью которых было изучение количественного содержания серотонина в тромбоцитах крови у больных в остром периоде клещевого энцефалита и определение критерия прогнозирования развития очагового варианта этой инфекции. В результате было установлено, что уровень серотонина в тромбоцитах крови может рассматриваться в качестве прогностического критерия для оценки тяжести нейроинфекции.

Читайте также:  Воспаления на лице на нервной почве

Лечение клещевого энцефалита

Пациент с данным диагнозом должен быть госпитализирован. На ранних этапах больному человеку вводится противоклещевой иммуноглобулин, также эффективны противовирусные средства. В более позднем периоде проводятся мероприятия, направленные на предупреждение отека головного мозга, дезинтоксикационная и симптоматическая терапия.

Принципы профилактики

Основным методом профилактики является вакцинация против клещевого энцефалита. Кроме этого, рекомендуется надевать закрытую одежду при прогулках в лесу, использовать специальные отпугивающие средства.

Использованы фотоматериалы Shutterstock

  1. Клещевой энцефалит: Руководство для врачей / Иерусалимский А.П.. — 2009
  2. Клещевой энцефалит / Морозов Н. А., Кашуба Э. А., Орлов М. Д. и др. // Инфекционные болезни: Новости. Мнения. Обучение.. = 2014.. — №4
  3. Исследование уровня нейромедиатора серотонина для прогнозирования развития паралитических форм клещевого энцефалита / Воробьева Н. Н., Сумливая О. Н., Каракулова Ю. В. и др. // Эпидемиология и инфекционные болезни . = 2013. — №4

Источник

Исследователей всегда привлекала возможность изучения работы мозга людей, профессионально занимающихся какой-либо деятельностью, требующей высокой степени интеграции мозга, тесного взаимодействия сенсомоторных систем. Это позволяет рассмотреть возможности пластичности мозга, как с функциональной, так и с анатомической точек зрения. В русле этих исследований все больший интерес вызывает музыкальная деятельность … В последние годы появилось большое количество исследований мозга людей, профессионально занимающихся музыкой …

Анатомо-функциональные особенности мозга музыкантов в сопоставлении с немузыкантами

Роль задних отделов верхней височной извилины в обеспечении музыкальной деятельности. Большое количество фактов накоплено о выраженной среди музыкантов асимметрии в области задней части верхней височной извилины (центр Вернике). Были описаны значительные анатомические отличия мозга известных музыкантов по сравнению с немузыкантами при вскрытии после смерти. Выявилась выраженная асимметрия в основном в структурах височных долей, и было установлено увеличение размера задних отделов левой верхней височной извилины (planum temporale). Сначала этот факт связали с речью, так как указанная асимметрия впервые возникла у высших приматов, что связывалось с эволюцией языка. Гельмут Штейнмец в подтверждение этому обнаружил, что у людей с трудностями различения языковых фонем этот отдел даже меньше, чем у обычных людей. Но исследования профессиональных музыкантов выявили связь асимметрии этой области мозга и с музыкой. С помощью позитронно-эмиссионной томографии было обнаружено, что при восприятии звуковых тонов и мелодий людьми без музыкального образования кровоток усиливался в правом полушарии. При обработке музыкальной информации опытными музыкантами кровоснабжение и метаболическая активность заметно возрастали в задней части левой верхней височной извилины. Клиническим подтверждением этой связи явилось исследование после смерти мозга музыкантов с глухотой к мелодии, развившейся вследствие локальных поражений мозга. Все поражения находились в области центра Вернике. Данные МРТ также демонстрируют более выраженную латерализацию этой области мозга у музыкантов.

Была отмечена значимость для наличия этого факта абсолютного слуха: музыканты без абсолютного слуха не отличались от контрольной группы, тогда как у музыкантов с абсолютным слухом выявилась сильная левосторонняя асимметрия. В дальнейших исследованиях асимметрия задней части верхней височной извилины стало в основном связываться с наличием или отсутствием абсолютного слуха. Многие исследования указывают на врожденность абсолютного слуха. Позже был выявлен еще один важный фактор для развития абсолютного слуха — раннее начало обучения. Для людей с абсолютным слухом типичным возрастом начала обучения считается 5±2 года, тогда как для музыкантов без абсолютного слуха на 1 — 2 года позже. Эти данные могут объясняться тем, что созревание волоконных трактов и внутрикоркового нейропиля в задней части верхней височной извилины продолжается вплоть до семилетнего возраста … Вовлеченность лимбической и паралимбической (лобноорбитальные структуры) систем известна как участвующая в обработке эмоционального аспекта музыкального восприятия …

Влияние занятий музыкой на мозолистое тело. Многие исследователи, изучающие особенности мозга музыкантов, обращают внимание на мозолистое тело. И восприятие музыки, и использование обеих рук при игре на музыкальном инструменте требует тесного взаимодействия между полушариями. Существует предположение, что увеличение какого-либо участка мозолистого тела свидетельствует о повышении объема информации, которая может передаваться от одного полушария к другому. При этом более симметричная организация мозга сочетается с большим размером мозолистого тела. Была выдвинута гипотеза, согласно которой раннее начало и интенсивные занятия на музыкальном инструменте могут способствовать повышенному и более быстрому обмену информацией между полушариями. Сравнение мозолистого тела у профессиональных музыкантов и людей без музыкального образования при помощи МРТ выявило значимые отличия в его анатомии: передняя часть мозолистого тела у музыкантов, которые начали заниматься музыкой до 7 лет, значимо больше, чем у немузыкантов и музыкантов с более поздним началом музыкальных тренировок. Интересно, что при выполнении тестов на рукость музыканты показали гораздо большую симметричность. Именно с этим фактом связывают увеличение размера передней части мозолистого тела у музыкантов, так как через переднюю часть мозолистого тела проходят волокна, соединяющие первичные зоны коры, такие как сенсомоторная, премоторная, дополнительная моторная и префронтальная. Кроме того, у музыкантов в сравнении с немузыкантами проявилось повышенное транскаллозальное торможение. Таким образом, основные отличия заключается в улучшении связей между обоими полушариями и смене баланса между облегчением и затормаживанием этих связей.

Читайте также:  Какие анализы нужно сдать на воспаление поджелудочной

Влияние музыкальной деятельности на мозжечок. В некоторых исследованиях было обнаружено участие мозжечка в когнитивной деятельности, а также и в музыкальных процессах. В одном из исследований применялась МРТ с целью изучения, будет ли у профессиональных пианистов, осваивающих специальные моторные навыки с раннего детства, больший по размеру мозжечок в сравнении с немузыкантами. В результате исследования обнаружился значительно больший абсолютный и относительный размер мозжечка у мужчин-музыкантов в сравнении с немузыкантами. Интенсивность практики в течение жизни коррелировала с относительным размером мозжечка в группе мужчин-музыкантов. В женской группе не было получено значимых отличий между музыкантами и немузыкантами.

Распределение серого вещества в мозге у музыкантов и немузыкантов. Исследование всего мозга в целом при помощи оптимизированного метода морфометрии (voxel-based morphometry) показало отличия в распределении серого вещества мозга у профессиональных музыкантов, любителей и немузыкантов. Различия были обнаружены в правом и левом полушарии в первичной моторной и соматосенсорной коре, премоторной области, передней верхней теменной области и в нижней височной извилине. Объем серого вещества в этих зонах оказался самым высоким у профессиональных музыкантов, средним — у любителей, а самым низким — у немузыкантов. Кроме этого, положительные корреляции с музыкальным статусом были обнаружены в левой части мозжечка, извилине Гешля и нижней лобной извилине в левом полушарии. Больший объем серого вещества в извилине Гешля объясняется активностью этой зоны мозга у музыкантов в процессе прослушивания нот. Верхняя теменная область известна как играющая важную роль в интеграции мультимодальной сенсорной информации и поставляющая информацию для моторных операций через интенсивные взаимосвязи с премоторной корой. Кроме того, верхняя теменная область играет значительную роль в процессе чтения нот с листа. Функциональная активность в нижней височной извилине повышается и сопровождается активностью вентральной префронтальной коры в ситуации обучения выбору определенного действия в ответ на зрительную стимуляцию. Эти задачи ежедневно приходится решать музыканту в ходе игры на инструменте.

Функциональные особенности работы мозга в процессе восприятия музыки у музыкантов и немузыкантов

… При помощи дихотического прослушивания и электроэнцефалограммы были получены данные, уточняющие функции обоих полушарий в процессе восприятия музыки: правое полушарие отвечает за восприятие мелодических аспектов, высоты тонов, длительности интервалов, интенсивности, тембра, аккордов. Левое полушарие связано с восприятием ритма, профессиональным анализом музыки. Существование «музыкальной специализации» полушарий в восприятии музыки, имеющейся у взрослых людей, было обнаружено уже у восьмимесячных младенцев.

Важна не только роль каждого полушария по отдельности, но и закономерности совместной работы обоих полушарий мозга в процессе обработки музыкальной информации. Сопоставление биоэлектрической активности мозга в процессе восприятия текстов и музыки показало, что при восприятии невербальной информации ведущим мозговым механизмом выступает пространственная синхронизация мозга. При обработке невербальной информации возникает равномерное значительное увеличение уровня синхронизации во всех областях мозга, тогда как при восприятии семантической информации увеличивалась синхронизация преимущественно внутриполушарных взаимодействий…

… Для изучения восприятия музыки важно понимать, какие основные характеристики музыки анализируются при ее восприятии. Основу музыкальной организации составляют мелодия и ритм. Они позволяют организовать отдельные воспринятые на слух элементы в высоко организованные последовательности, которые мозг может легко узнать и охватить. Если музыкант-любитель сравнивает разную высоту звуков, то активными становится задняя часть лобной доли и правая верхняя височная извилина. В височной области в слуховой рабочей памяти тоны хранятся для будущего использования и сравнения. Средняя и нижняя височная извилины активны при обработке более сложных музыкальных структур или структур, хранящихся в памяти на долгий период. В отличие от этого профессиональные музыканты демонстрируют увеличение активности в левом полушарии, когда они различают высоту или прослушивают аккорды. Если же слушатель фокусируется на всей мелодии в целом, то совершенно разные зонымозга становятся активны: кроме первичной и вторичной слуховой коры подключается слуховая ассоциативная область, и активность снова концентрируется в правом полушарии. В процессе сравнения музыкантом-любителем простых ритмических отношений в мелодии задействуются премоторные зоны и теменные доли левого полушария. Если временные отношения между тонами более сложные, то активными становятся премоторные и фронтальные отделы правого полушария. В обоих случаях участвует мозжечок. В отличие от музыкантовлюбителей, у профессиональных музыкантов активизируются фронтальная и височная доли правого полушария.

Исследования взрослых людей показали, что мозг по-разному специализируется в обработке мелодии и ритма с преимущественным вовлечением правого полушария в обработку мелодии и левого – в обработку ритма. Исследование нейронного базиса обработки ритма и мелодии детьми может раскрыть важные закономерности развития «музыкального» мозга. Результаты изучения обработки детьми мелодий и ритмов показали выраженную билатеральную активность в верхней височной извилине. Не было обнаружено различий в активации при выполнении проб с мелодиями и с ритмами. Но при сужении области анализа только до верхней височной извилины обнаружилась значительно большая активация в процессе различения мелодий в небольшом ее участке в правом полушарии. Схожая активация была обнаружена в исследованиях на взрослых при прослушивании незнакомых тональных мелодий. Возможно, у детей полушарная специализация по обработке ритмов и мелодий менее выражена в отличие от взрослых.

Читайте также:  Интимная жизнь при воспалении простаты

Несмотря на важность мелодии и ритма в структуре музыки, сами по себе они являются комплексными характеристиками, поэтому исследователи нередко обращаются к звуковысотному восприятию или звуковысотной памяти. В существующей литературе данные об активации мозга в процессе экспериментов на звуковысотную память и различение высоты противоречивы. Сравнение звуковысотного восприятия у музыкантов и немузыкантов с применением МРТ показало сходные результаты в выполнении заданий при отличии активизировавшихся нейронных сетей. У музыкантов активировалась нейронная сеть, включающая области кратковременной слуховой памяти и области, вовлеченные в зрительно-пространственную обработку информации: задняя часть правой верхней височной извилины и супрамаргинальная (надкраевая) извилина, верхние теменные зоны. У немузыкантов активировались области, важные для различения высоты и традиционные зоны, связанные с памятью. Применение непрерывного сканирования мозга позволило выявить, кроме уже упомянутых структур, выраженную активацию дорзального мозжечка. Мозжечок, по данным разных исследований, связан со слуховыми задачами,такими как планирование речевой продукции, функциями слуховой вербальной памяти, узнаванием тонов, распознаванием музыкального темпа и длительностей. Кроме того, пациенты с поражениями мозжечка оказывались не в состоянии различать высоту нот.

Также существуют гендерные отличия в процессе выполнения проб на звуковысотную память: по данным некоторых авторов у мужчин отмечается большая левосторонняя активация в височной доле, а также большая активация мозжечка. Возможно, половые отличия в активации мозга обеспечиваются разными перцептивными стратегиями …

Влияние занятий музыкой на когнитивные процессы

Эффект влияния музыкальных тренировок на отдельные области когнитивной деятельности, такие как язык, математика, пространственные функции, является предметом дебатов, хотя некоторые исследования свидетельствуют о положительном влиянии музыки. Что касается математики, то при решении музыкантами и немузыкантами математических задач в уме были получены разные паттерны активации мозга. У музыкантов значительно большая активация была обнаружена в префронтальной коре слева и левой фузиформной извилине. У немузыкантов — в правой нижней затылочной извилине, левой средней затылочной извилине, правой орбитальной извилине, левой нижней теменной дольке. Возросшая активация в левой фузиформной извилине может объясняться ее вовлечением в процессы, включенные в более «абстрактный» уровень презентации зрительной информации. То есть музыканты могут применять более абстрактные репрезентации чисел и особенно дробей. Возросшая активация в левой префронтальной коре у музыкантов также наводит на мысль, что предполагаемая связь между музыкальными тренировками и хорошими результатами в математике может объясняться развитой семантической рабочей памятью.

Лонгитюдные исследования детей, занимающихся музыкой, подтверждают предположение о влиянии музыкальных занятий на развитие речевой памяти. Эта гипотеза возникла в связи с тенденцией к увеличению размера задней части левой верхней височной извилины у музыкантов, и именно левая височная доля опосредствует речевую память, тогда как визуальная память обеспечивается главным образом правой височной областью. К тому же, по некоторым данным, молодые люди с опытом по меньшей мере 6 лет занятий музыкой демонстрируют лучшую вербальную, но не зрительную память в сравнении с людьми без такого опыта. Дети с опытом музыкальных занятий показали лучшие результаты в заданиях на вербальную память, и продолжительность занятий коррелировала с успешностью выполнения. Отличий в зрительной памяти не наблюдалось. Через год продолжившие занятия дети продемонстрировали улучшение вербальной памяти, тогда как группа прекративших занятия этого не показала. В то же время результаты по зрительной памяти у всех детей остались схожими …

полный текст статьи «Музыкальный мозг: обзор отечественных и зарубежных исследований» Панюшева Т.Д. МГУ им. М.В. Ломоносова, факультет психологии, кафедра пато- и нейропсихологии, Москва (журнал «Асимметрия» Том 2, № 2, 2008, стр. 41 – 54) [читать]Читайте также:

статья «K448» В.В. Крылов, И.С. Трифонов, О.О. Кочеткова; Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова, Москва; ГБУЗ «Научно-исследовательский Институт скорой помощи им. Н.В. Склифосовского», Москва (журнал «Нейрохирургия» №4, 2016) [читать];

статья «Энергия музыки: нейрофизиологическое воздействие» кандидат философских наук К.С. Шаров, (журнал «Энергия: экономика, техника, экология» №1, 2017) [читать];

статья «Язык музыки и его психофизические основы (обзор)» M. Korsakova-Kreyn, PhD, Associate professor, Psychology; The Touro College and University System, Lander College for Women, 227 West 60th St., New York, NY 10023, USA (журнал «Современные технологии в медицине» №1, 2019) [читать]

Источник