Продолжая плакать лида сказала что отец заболел воспалением легких
Комплект из тринадцати карточек для индивидуальной работы по теме «Бессоюзное сложное предложение».
КАРТОЧКА 1
Спишите предложения, расставляя пропущенные знаки препинания. Разберите смысловые отношения между частями сложных предложений.
1) Он на пороге ост..новился ему хотелось пожать мне руку. 2) Я поднял глаза на крыше хаты моей стояла девушка в полосатом плать.., с распуще(н, нн)ыми косами, настоящ..я русалка. З) Только н. . один Печорин любовался хорошенькой княжной из угла комнаты на неё смотрели другие два глаза (не)подвижные огне(н, нн)ые. 4) Вот смотрю из леса выезжа..т кто(то) на серой лошади, всё ближе и ближе, и, наконец, остановился по ту сторону речки саженях во ста от нас и начал кружить лошадь свою как беше. .ый. 5) (Не) ясный ш. .рох слыш. .лся (во) круг то загр. .мит то снов. . тише тише.
КАРТОЧКА 2
Перепишите предложения. Расставьте недостающие знаки препинания. Прочитайте текст вслух, соблюдая правильную интонацию. Каковы смысловые отношения в этих бессоюзных предложениях?
1. Но тут с Наседкиным случилась беда: он потерял очки. 2. На реке всяческое ож. .вление: летают мотыльки, стрекозы, бабочки. З. Словно лист осенний вян. .т парус судна: ветра нет. 4. Помню я: тени л…жились косые. Вдруг из-под кустика вьюк. .чил заяц. 5. Мы очень зябли: ночи были уже холодные ветре(н, нн)ьте. 6. Гляну к северу: там в глуши пустынь снег что белый пух быстро кружится. 7. Мы перестали быть р. .внодушнымн зрителями (не) интересны для нас уроков: мы стали уча. .никами. 8. Вдруг вспыхнул стакан на подоко(н, нн)ике: то солнечный луч попал в комнату и наткнувшись на стекло поджёг его ярким с. . яющим огнём. 9. Маленький быстрый ад(?)ютант записывал приказания: (не)медле(н, нн)о пустить в городе трамвай открыть театр.
КАРТОЧКА 3
Спишите текст, объясняя знаки препинания. Сделайте разбор бессоюзных сложных предложений с двоеточием между частями и назовите смысловые отношения в этих предложениях.
Нет необходимости Агнию Барто кому-нибудь представлять.
Со стихами её связано детство каждого из нас: сначала читала нам мама, потом сами учились читать. Этот естественный ход событий был нарушен в 1941 году. Дети, для которых писала Барто, оказались лишёнными детства. Вскоре после войны Барто написала об этих детях поэму «Звенигород», читателям которой принадлежали первые письма с просьбой разыскать родных. Так родилась радиопередача «Найти человека».
А. Барто совершала, казалось бы, невероятное: она находила людей, не знающих своей настоящей фамилии. Поиск этот необычный: строился он в основном на общении с людьми. А результаты, к которым этот поиск привёл, поразительны. Доказывают они, что Агнии Барто удалось добиться при общении с людьми на огромном расстоянии такой доверительности, какая иногда и не снится нам в теснейшей близости.
КАРТОЧКА 4
Перепишите текст. Разберите предложения. Объясните постановку.
Морозы в этом году нагрянули (с)разу после ноябр(?)ских праздников. На многих деревьях ещё сох..нились медные листья тревожные ветром, они ж…стко тёрлись друг о дружку. Снега (не) было лишь в ж..лобках твердо скова(н, нн)ых дорожек, у подбоя бурого с зелеными пр…жилками г…зона б…лела сухая крупка.
КАРТОЧКА 5
Укажите значения предложений. Начертите их схемы.
1 . Закуковала кукушка — сей ячмень, вошла в круг тень у покрывшейся листвой берёзы — готовь овёс. 2. Ехал сюда — рожь начинала желтеть. Теперь уезжаю обратно — эту рожь люди едят, и новая опять зеленеет. 3. Стояли хибарки — стоят корпуса, открывшись фасадами, сбросив леса. 4. Я приехал на рыбные промыслы острова Попона — Пришвин был уже здесь. Я приехал в заповедник пятнистых оленей на полуострове Сидами — Пришвин был уже там. 5. Умирали царства на земле — детство никогда не умирает. 6. Почек хлопнули первые взрывы — белым дымом сирени покроются скоро сады. 7.Улица кончилась— началось поле.
КАРТОЧКА 6
Спишите текст, расставляя знаки препинания. Сделайте синтаксический и пунктуационный разбор предложений.
1) Н.. садов н.. речки в роще (не)высокой липы да орешник разр. .слись широко. 2) (На)лево чернело глубокое ущелье за ним и (в)переди нас (тёмно)синие вершины гор изрытые морщинами покрытые слоями снега рисовались на бледном небосклоне ещё сохранявш. .м последний отблеск зари. (З) (Железно)дорожный путь здесь перес. .кала сельская грунтовая дорога шедшая в город на этой земл… мой дороге лежали пучки соломы и сена упавшие с возов ивовые прутья и конский н..воз. 4) От мороза (по)белели деревья лошади бороды казалось даже сам воздух тр..щал (не)вынося холода.
КАРТОЧКА 7
Спишите, расставляя знаки препинания, и объясните постановку двоеточия и тире в бессоюзных сложных предложениях.
Шмель пишет письма. (Не)вер..шь, попробуй (как)нибудь весной посл. .дить за шмелём.
Как(то) странно ведёт себя сегодня шмель; то в одном месте к. .снется коры дерева то в другом. Потом летит к следующ. .му дереву и (то)же к. .сается в разных местах его коры или кусает ,листья и веточки. Но летит шмель от дерева к дереву. (не)прямо. он делает большой круг. И в конце концов возвр. .щается к первому дереву. Долго люди (не) могли понять что(же) такое происходит со шмелями. Но вот несколько лет назад, учёные наконец открыли секрет этих насекомых оказ..вается шме.ли «пишут письма» шмелихам.
КАРТОЧКА 8
Спишите предложения, расставляя пропущенные знаки препинания. Объясните постановку точки с запятой.
1) Я встал накинул бешмет опоясал кинжал и тихо-тихо вышел из хаты; навстречу мне слепой мальчик. 2) Круглобокий колыхался ялик на песке лежали три весла. З) В зеленоват.м небе ласково разгорается з. .ря; вот солнце хв…стливо развернуло над землёй п..влиний хвост лучей и само золотое вспыхнуло вслед за ним. 4) Устало никла трава пахл.. горяч..й соснов..й корой и земл..никой. 5)Безост..новочно пописк..вали нежн..ми голосами п..чуги; летал меж со9нами сл..пой филин потр. .воже(н, нн)ый гулом трактора. 6) Деревья ст..яли (не)подвижно опустив белые ветви; зар..сли с..рени с двух сторон б…лконной лестн…цы пр..гнулись под снегом.
КАРТОЧКА 9
Спишите, расставляя знаки препинания.
1) Под вечер идёшь через перелесок б..ляк сидит на дороге комары выгнали из леса. 2) Всё поб.лело вокруг и земля и крыша а деревья стояли как круж..вные все веточки обл..пило снегом.. З) Но вот взошёл месяц и картина сразу изменилась на противоположном берегу обозначились темная щ..тина леса песча(н,нн) ый откос и торчавши в реке к..ряги возле которых тихо пл..скалась вода играя голуб..ватым серебром под лучами мес..ца. 4) Я патриот. Я воздух русский я землю русскую люблю я верю что нигде на свете второй такой не отыскать что(б) так пахнуло на рассвет что(б) ветер дымный на песках. 5) Продолжая плакать Лида сказала что отец заболел восп..лением лёгких болезнь
КАРТОЧКА 10
Перепишите текст, расставляя знаки препинания. Сделайте синтаксический и пунктуационный разбор предложений.
1.Справ… пром..лькнули за каме(н, нн)ой оградой старые похожие на монастырь корпуса кл…нической больницы слев. . зелёными облаками зеленели сады. 2. (Н…) садов (н…) речки в роще (не) высокой липы да орешник разр. .слись широко. З. Лес со всех сторон кроны красных сосен ёлок сотни сотен (в) переди пе(р, рр)он. 4. (Железно) дорожный путь здесь перес…кала сельская грунтовая дорога шедшая в город на этой земл. .ной дороге лежали пучки соломы и сена упавшие с возов ивовые прут?я и конский навоз. 5. От мороза (по)б…лели деревья лошади бороды казалось даже сам воздух тр. .щал (не) вынося холода. 6. Пели зяблики з. .рянки щебетали чижи тихо ш..лково шуршали листья деревьев.
КАРТОЧКА 11
Спишите предложения, расставляя знаки препинания. Разберите смысловые отношения между частями сложных предложений.
1 ) Вот об себе задумал он высоко охота странствовать напала на него. 2) Профилосо..ствуй ум вскружи(тся, ться). З) Сказала что(то) я он начал хохотать. 4) Он засмеё(тся, ться) все хохоч..т; нахмурит брови все молчат. 5) Куст заден. .шь плеч. .м на лицо тебе вдруг с листьев брызн. .т роса серебристая. 6) Я стал звать хозяина молчат; стучу молчат. 7) Листья оп. .дают ветви остаются. 8) День пр. .греет возле дома пахн. .т позднею травой. 9) Глин. .стая дорога разбухла пр. .ходилось жаться к мокрым кустам.
КАРТОЧКА 12
Перепишите предложения, расставляя знаки препинания.
1. На осе(н, нн)..м р..(с, сс)вете в туман ковыля…т дорога ол..вя(н, нн)ые лужи м. .рцают у дачных оград над опавш. .й осиной мига. .т звезда (не)дотрога. 2. Плывёт по Волге белый пароход темне. .т небо гаснут облака. 3. в доме мы застаём всех девочек они только что пришли. 4. В машинном отделении несут вахту моторисы работает в своей рубке радист электрик в камбузе готовит пищу кок возится в кладовой боцман. 5.Вообрази себе узенькая пл. .iцадка на скале и под ногами у нас пропасть. 6. Дни были безветр..(н, нн)ые тёплые вечера с золотым закатом а ночи звёздные с крепким ин. .ем путники стали мёрзнуть. 7. Северные летние сум. .рки обманули меня и я не заметил как подошла белая ночь.
КАРТОЧКА 13
Перепишите предложения, разберите их. Обратите внимание на постановку точки с запятой в произведениях писателей ХIХ века.
1) Настал вечер; затеплились звёзды. 2) Луна сияла; всё было тихо; топот моей лошади один разд..вался в ноч(?)ном безмолвии. З) Ложится в поле мрак ноч(?)ной; от волн поднялся ветер хладный. 4) Почти каждое дерево было обвито (с)верху (до)низу диким виноградн..ком; (в)низу густо рос тёмный терновник.
^ тестирование. Цель: проверить качество усвоения материала и сформированность синтаксических умений по теме «Сложные предложения».
^
1. Какое из БСП соответствует следующему правилу постановки двоеточия? «… второе предложение указывает на причину того, о чем говорится в первом»:
А) Вдруг слышим: во все Горло кричат чибисы.
Б) Только слышно: на улице где-то одинокая бродит гармонь.
В) Повторяем: Онегин — добрый малый, но при этом недюжинный человек.
Г) Я не мог заснуть: предо мной во мраке все вертелся мальчик с белыми глазами.
Д) Вот мои условия: вы нынче же публично откажетесь от своей клеветы, и будете просить у меня извинения.
^
А) предложения рисуют быструю смену событий.
Б) в предложении содержится противопоставление.
В) первое предложение обозначает время, о котором говорится во втором.
Г) первое предложение заключает в себе условие, при котором происходит действие второго.
Д) то о чем говорится в одном предложении, является следствием того, о чем сказано в другом.
^ «… вторая часть раскрывает содержание первого, поясняет его или какую-нибудь его часть».
А) Мы очень зябли: ночи были уже холодные.
Б) Вдруг я почувствовал: кто-то берет меня за плечо и толкает.
В) Поздней осенью бывает иногда, совсем как ранней весной: там белеет снег, там чернеет земля.
Г) Вдруг слышу: кто-то тихо запел в соседней комнате.
Д) В горы сейчас не поехать: дорогу размыло водой.
^ А) второе предложение указывает причину того, о чем говорится в первом.
Б) второе предложение рассказывает содержание первого.
В) если в частях перечисляются одновременно или последовательно происходящие события.
Г) второе предложение дополняет первое.
Д) второе предложение поясняет первое.
^
А) первое предложение обозначает время того, о чем говорится во втором предложении.
Б) второе предложение заключает в себе вывод того, о чем говорится в первом предложении.
В) быстрая смена событий.
Г) сравнивается действие первого предложения с действием, второго предложения.
Д) содержится противопоставление. 6. Указать виды придаточных в СПП.
^
А) изъяснительное, следствия, изъяснительное, цели;
Б) изъяснительное, следствия, изъяснительное, времени;
В) изъяснительное, причины, изъяснительное, времени;
Г) времени, цели, изъяснительное, причины;
Д) изъяснительное, условное, времени, определительное.
^ И не заботился о том, какой у дочки тайный том
дремал до утра под подушкой. (А. С. Пушкин)
А) уступительное; Б) времени; В) изъяснительное; Г) цели; Д) причины;
^ А) Мы долго любовались вечерней зарей, что охватила полнеба и окрасила все вокруг в багровый цвет
Б) По нескольку раз в день Николай Петрович записывал в тетрадку, откуда и с какой силой дует ветер.
В) Дом, что стоял на берегу реки, был виден издалека и всегда манил к себе путников.
Г) Когда все успокоились, я начал рассказывать о своих приключениях в тайге Д) Листья с клена облетели за одну ночь: осень вступила в свои права.
^ с придаточным определительным.
А) За стеной маленькой гостиной, где они сидели, слышалась музыка, шорох и шелест платьев.
Б) Мальчик всегда стремился узнать то, что от него скрывают взрослые.
В) Куда бы ты ни шел, что бы ты ни делал, всегда помни о долге перед людьми не пренебрегай их мнением.
Г) Для того, чтобы много знать, надо как можно больше читать.
Д) Тяжело в ученье — легко в бою.
^
А) предложения рисуют быструю смену события или неожиданный результат действия.
Б) в предложении содержится противопоставление.
В) первое предложение обозначает время действия, о котором говорится во втором. Г) первое предложение заключает в себе условие, а второе — следствие этого условия
Д) то, о чем говорится в одном предложении, сравнивается с тем, что сказано в другом
^
А) в предложении содержится противопоставление.
Б) первое предложение обозначает время действия, о котором говорится во втором.
В) предложения рисуют быструю смену событий или неожиданный результат.
Г) первое предложение заключает в себе условие, а второе — следствие этого условия.
Д) то, о чем говорится в одном предложении, сравнивается с тем, что сказано в другом.
12. В данном СПП определите вид придаточного.
^
А) определительное; Б) изъяснительное; В) цели; Г) места; Д) времени.
^ А) отвечает на вопросы косвенных падежей.
Б) отвечает на вопрос в какой степени?
В) присоединяется к главному предложению союзным словом который.
Г) поясняет словосочетание глагол + так.
Д) поясняет словосочетание до того + наречие.
^
А) времени; Б) причины; В) условия; Г) изъяснительное; Д) определительное.
15. К какому стилю следует отнести данное определение? «Тождество – категория, выражающая равенство, одинаковость предмета, явления с самим собой или равенство нескольких предметов».
А) официально-деловой; Б) научный; В) разговорный; Г) художественный; Д) публицистический.
^
А) Высший капитал нации — нравственные качества народа.
Б) Статую красит вид, а человека — деяние его.
В) Будешь вперед двигаться — горы одолеешь.
Г) Работать для науки и для общих целей — это-то и есть личное счастье.
Д) Свободный труд — вот точка опоры, которую требовал Архимед, чтобы перевернуть мир. ^
А) Презрение людей — самое тяжелое наказание для человека.
Б) Уметь любить, уметь вперед смотреть, уметь дружить — три правила победы. В) Глубже вспашешь — больше хлеба возьмешь.
Г) Слова в поэзии — тот строительный материал, из которого возводится здание.
Д) Мир красен солнцем, а человек — трудом. ^
«Это предложение, состоящее из трех частей. В нём выделяются два смысловых блока: во втором указывается причина того, о чём говорится в первом. Первый блок — простое предложение, второй блок — бессоюзное сложное предложение, состоящее из двух простых, в которых сопоставляются два явления». А) Тут два вопроса: один — перегиб с огородами, другой — идея показательного колхоза. Б) Вдруг произошло непонятное: мамины валенки куда-то исчезли, и перед санками зашагали чужие огромные.
В) Строители остались совсем без дорог к участкам: водный путь кончился, зимний — по льду — надо еще строить.
Г) Посмотрите: небо ясное, луна рыжая, большущая, на балконе так тихо.
Д) Придержав лодку на месте, я немного отдохнул: надо было набраться сил для последнего, самого рискованного перехода.
^
Юности свойственна пылкость, старости — хладнокровие. А) простое, осложнено однородными подлежащими.
Б) сложноподчиненное предложение, вторая часть — назывное предложение. В) простое, осложнено однородными косвенными дополнениями. Г) бессоюзное сложное предложение, вторая часть неполное предложение. Д) бессоюзное сложное предложение, часть — назывное предложение.
^ Только сейчас Никита догадался на письмо он ведь не ответил. А) следствия; Б) пояснительные; В) перечислительные; Г) условные; Д) сопоставительные.
^
53 54 | Морфология. Именные части речи. Глагол, причастие, деепричастие | Повторение морфологических свойств частей речи, их правописание | Проверка навыков грамотного письма |
55 | Наречие | Повторение морфологических свойств. Правописание наречий | Навыки отличия наречий от именных частей речи с предлогами |
56 57 | Служебные части речи. Предлоги. Союзы. Частицы. Междометия. | Повторение морфологических признаков служебных частей речи. Их употребление и правописание | Конструирование предложений. Проверка уровня усвоения материала |
58 59 | СОКР – 7 | Проверка уровня знаний учащихся | По выбору учителя |
60 | Словосочетание. Члены предложения. | Повторение способов связи слов в словосочетании. | Развитие устной и письменной речи учащихся |
61 62 | Простое предложение. Знаки препинания в простом предложении | Повторение способов выражения главных членов предложения. Синтаксис простого предложения | Сочинение о выборе профессии |
63 64 | Сложное предложение | Повторение синтаксиса и пунктуации | Конструирование предложений. Проверка уровня усвоения материала |
65 | Фонетика. Орфография. Морфология Синтаксис. Пунктуация. | Обобщение и систематизация знаний учащихся | Развитие устной и письменной речи учащихся |
66 | СОКР – 8 | Проверка уровня и качества знаний учащихся по всей программе | |
67 68 | Резерв учителя. Подготовка к экзаменам. |
^
СОКР — 7 | СОКР — 8 | Итого | |
Сроки проведения | 58 – 59 уроки | 65 урок | |
Форма проведения | Творческая работа | Тестирование | |
Время выполнения | 40+40 минут | 40 минут | |
Количество ЗУН | 5 | 25 | 30 |
Стандартный балл | 5 | 5 | 10 |
СОКР – 7
Вид работы: Творческая работа (по выбору) ^ проверка уровня знаний учащихся.
Элементы ЗУН, подлежащие проверке:
1. Уметь правильно и последовательно излагать свои мысли в соответствии с темой;
2. Уметь формулировать развернутый ответ на предложенную тему; 3. Самостоятельность суждений; 4. Соблюдение единого орфографического и пунктуационного режима; 5. Сохранение стиля, жанра исходного текста.
Вариант – 1. Изложение
Затем и живем
Клятву, сочинённую почти две тысячи триста лет тому назад греческим врачом Гиппократом, вручают молодым врачам вместе с дипломом. С дипломом и вложенным в него текстом клятвы приехал Михаил Даров в маленький городок. Приехал для того, чтобы лечить людей. С ним были молодая жена, крошечная дочка два чемодана вещей и связка книг по хирургии.
Как-то он признался другу: «Больше всего в жизни я хотел бы стать отличным хирургом. И ещё хотел бы иметь много друзей, которые бы меня любили». Среди океана жизненных ценностей первыми поставил именно эти две: профессиональное совершенство и любовь друзей.
И его любили. За открытую улыбку. За умение по первому зову, не раздумывая, бросаться на помощь. За талант жить радостно и светло.
Районные хирурги взрослеют быстро. Почти всем заболевшим коллегам операции делал именно Михаил. Но авторитет молодого врача складывался не только из умения владеть хирургическим ножом. Хорошо сказал об этом один из его коллег: «Сила Михаила Дарова как врача была в безупречной и бескорыстной отдаче себя делу. Есть старинное изречение: «Светя другим — сгораю сам. Это о таких, как наш Миша».
В двадцать семь лет Михаил заболел. Он всё время отодвигал день, когда должен был лечь в больницу. Находил разные причины, чтобы подольше побыть возле близких. А страшная болезнь наступала.
Где брал силы не жаловаться, не искать сочувствия? Знать исход — и иметь в себе силы не доживать, а жить. Жить, как хотел.
И настал день, когда он открыл блокнот и записал: «Знал и знаю, что болезнь моя неизлечима. Двадцать восемь лет человек живёт или восемьдесят два — в конечном итоге одинаково мало. Важно, наверное, сколько за это время успел. Важно зачем жил. Я жил работой и счастлив этим».
Зачем живём? Каждый сам ищет ответ на этот вопрос и сам отвечает на него своей жизнью. Клятву Гиппократа врач Михаил Даров исполнил достойно. А клятву стать человеком не дают. Им становятся. Или нет?!
Задание. Высказать свое отношение к поднятой в тексте проблеме в форме рассуждения.
^
СОКР — 8 Вид работы: тестирование. Цель: проверить качество усвоения материала и сформированность умений, полученных учащимися за курс 5 – 9 классов.
Элементы ЗУН, подлежащие проверке:
^
А) Ты будешь решать, кого послать вперёд.
Б) Мальчики решили ползти по одному.
В) Отступать от правил игры считалось недопустимым нарушением.
Г) Вечерами брат учил меня рисовать.
^
А) Скудость ваших познаний меня удручает. Б) Вспоминалось как мамино лицо, так и ее теплые руки.
В) Мне, взрослому, было немного стыдно. Г) Перед огнем, на опрокинутой лодке сидел старик.
^
А) Мне показалось, что я слышу осторожный плеск воды, похожий на вздох.
Б) Каждая мелочь врезалась в память.
В) Тяжело вздыхал паровоз, которого не видно было за длинной цепью вагонов.
Г) После прогулки верхом пили чай и рассказывали длинные истории.
^
А) На склонах гор на ветвях деревьев везде лежал снег. Б) Я доверяю любящим они великодушны.
В) Я тебе определенно скажу у тебя есть талант. Г) Нигде не было видно ни воды ни деревьев.
^
А) клетчатый шарф; Б) недалеко от дома; В) работать давно; Г) верить людям;
6. Найдите неопределённо-личное предложение.
А) Лошадь привязали к столбу. Б) Ждём выходного дня.
В) Каждое воскресенье мы стараемся провести интересно. Г) Так это было и на прошлой неделе.
^
А) В читальном зале просят соблюдать тишину. Б) Хорошо в лесу в апреле!
В) Ночь. Улица. Фонарь. Аптека. (А.Блок) Г) Учитель сообщил о результатах контрольной работы.
^
А) Было тепло и мы ходили без пальто. Б) Пахло травой и лесной сыростью.
В) Было тепло и очень тихо. Г) Пахло сиренью и вечерней свежестью.
^
А) Буран,
мне казалось, все еще свирепствовал. Б) Аркадий любил, как он выражался, побаловать себя.
В) У меня,
я чувствовал, поднималась температура. Г) ^ , я схожу с ума. 10. Найдите сложносочиненное предложение.
А) В тайгу просочился рассвет и вытеснил лунное сияние.
Б) Зимой здесь завывают метели и под крышами вьются сизые дымки.
В) Сашка отбросил крючок и толкнул дверь.
Г) На концерт пришли как дети, так и взрослые.
^
А) Заглянуло солнце в окна и росой умыло стёкла.
Б) Пойду искать по свету, где оскорблённому есть чувству уголок.
В) Утром на восходе роса заливает травы и сладко пахнет хлебом из каждой избы.
Г) Много народу собралось на вокзал проводить нас в добрый путь.
^
А) Август был теплым как в прошлом году. Б) Я представил как одиноко ей будет без меня.
В) Это был не кто иной как Петрович. Г) Горького как писателя знает весь мир.
^
А) 1, 3, 5; Б) 2, 3, 4; В) 1, 5; Г) 2, 4.
^
А) елка; Б) праздник; В) юла; Г) боюсь.
15. Укажите слово соответствующее схеме: ¬ ∩ ^ ^ □ ^
А) написанный; Б) безбрежный; В) поверхностью; Г) проносились.
^
А) распол…гаться; Б) прик…сновение; В) заг…релый; Г) предл…жение.
17. Найдите предложение, в котором допущены ошибки в постановке знаков препинания.
А) Озеро стало темное, как море в непогоду.
Б) Кругом простиралось поле, и только слева тянулся молодой лесок. В) Я заснул так крепко, что не видел станций, мимо которых проезжал.
Г) Вдруг вспыхнула близко молния, и осветила столбы, валуны, полегшие травы, и лохматые тучи.
^ Ташкент, сынок, город хороший. Летом там жарко, солнца много, фрукты всякие растут вкусные да сладкие.
А) деловой; Б) художественный; В) публицистический; Г) разговорный.
^
А) Продолжая плакать Лида сказала что отец заболел воспалением легких что болезнь протекает тяжело.
Б) Бледнеет палитра осеннего леса угасают красные пурпурные цветы. В) Но вот взошёл месяц и картина сразу изменилась на противоположном берегу обозначился лес песчаный откос и торчащие из воды коряги возле которых тихо плескала вода.
Г) Хочется принести домой из леса и подержать у себя какие-нибудь диковины.
^
А) На рассвете сгущался туман и капли падали на листики берёзы.
Б) Листики с каплями тяжелея падали на землю.
В) Солнце взошло и туман рассеялся.
Г) Капли перестали падать и лёгкий утренний ветер стал играть осиновыми листьями.
^
А) В «Ровеснике» печатают интересные статьи. Б) На песке были видны как детские, так и взрослые следы.
В) Он оказался жизнерадостный и веселым человеком. Г) Она шла, не смотря себе под ноги.
22. Укажите вариант с верной расстановкой знаков препинания в предложении Утром всюду смеялась жизнь (1) проснувшаяся после бури (2) и дальний берег (3) освеженный грозой (4) рисовался в прозрачном воздухе.
А) 1,2,3; Б) 1,2,4; В) 2,3,4; Г) 1,2,3,4.
^ НЕ с прилагательными и наречиями пишется… А) слитно, если слово не употребляется без НЕ; Б) слитно, если можно подобрать синоним; В) раздельно, если есть противопоставление (союз а); Г) слитно, если имеются слова далеко, вовсе, отнюдь.
24. Укажите строку с приставкой не во всех местоимениях и наречиях.
А) (н..) кому не писала, (н..) куда не ездить, (н..) кого не спрашивать;
Б) (н..) с кем поговорить, (н..) о чём не спорь, (н..) когда прийти;
В) (н..) чего скрывать, письмо получить (н..) (от) куда;
Г) (н..) (от) куда позвонить, (н..) (о) чём не спорь, (н..) где разместить.
25. В какой строке наречия пишутся с НН?
А) беспрепятстве..о, извест..о; Б) прекрас..о, нечая..о;
В) зачарова..о, умышле..о; Г) безжалост..о, рья..о.