Воспаление хитрости милн читать

Воспаление хитрости милн читать thumbnail

В 2011 году в издательстве «Розовый жираф» выйдет книга «КОРОЛЕВСКАЯ СЧИТАЛКА. Английская поэзия для детей». Народные песенки из-под крыла Матушки Гусыни, Р.Л. Стивенсон и А.А. Милн (по преимуществу — из семейного альбома Кристофера Робина&Винни-Пуха), стихи совсем не известных нам Элеоноры Фарджен и Джеймса Ривза переведены  на русский поэтом Мариной Бородицкой. Художник книги — Михаил Федоров.
Многое публикуется в России впервые. Другие переводы входили в блаженной памяти детгизовскую книжку «В один прекрасный день…» (1986), сборник переводов Бородицкой и Григория Кружкова. Но ее размашистый советский тираж давно растворился в семейных библиотеках. С Винни-Пухом — ценителем Байрона, докторами Кристофер-Робина, с принцем по имени Сильвестр, семейством Недуглас из деревни Уныллоу, Одиннадцатью Одинокими Кошками и Тетушкой Фло, знающей средство от житейской скверны (пускать мыльные пузыри), росли дети предыдущего поколения.
С 1986-го у нас изменилось всё. Но не заряд детской радости и взрослой маэстрии, вложенный в английские стихи и в их виртуозный русский перевод.
Ждем книгу. Представляем ее читателям «Новой».

Отдел культуры

Роберт Льюис Стивенсон
Пиратская история

Мы вышли в море вешним днем,
нас трое на борту,
Втроем в одной корзине по лугу
мы плывем.
А ветер катит волны трав, крепчая
на лету,
И ходят грозные валы под нашим
кораблем.

Какие приключения сегодня выбрать
нам?
Какой довериться звезде? Какой везти
товар?
Держать ли курс на Африку, навстречу
злым штормам?
На бухту Провидения? На остров
Малабар?

Но что там за эскадра плывет
наперерез?
Эй, боцман, это стадо! Коровы на лугу!
Полундра! Удираем в порт! Их флагман
зол как бес!
Быстрей, калитку на запор – и мы на
берегу.

Алан Александр Милн

Воспаление хитрости

У Кристофер-Робина —
Хрипы
И всхлипы!
Его уложили
В кровать,
И в рот заглянули,
И дали пилюли,
И не разрешили
Вставать.
И все ужаснулись:
Из хрипов
И всхлипов
Не вышли бы свинка
И корь!
От всхлипа и хрипа
Недолго до гриппа,
А это —
Опасная хворь!

И Доктор по хрипам,
И Доктор по всхлипам,
И много других
Докторов,
И сам знаменитый
Профессор по гриппам
К нему
Прибежали
На зов —
И встав у постели,
Узнать захотели,
Как именно
Все началось,
И много ли на ночь
Он съел карамели,
И как ему ночью спалось.

И Доктор по хрипам
Сказал, что при хрипах
Больного
Нельзя охлаждать,
А Доктор по всхлипам —
Что надо при всхлипах
Больному
Во всем угождать…

Но ясно любому,
Что если больному
Всё-всё, что захочет,
Дадут —
Не будет ни хвори,
Ни свинки,
Ни кори,
И хрипы
И всхлипы
Пройдут.

А Кристофер-Робин,
Проснувшись здоровым
На следующий день
Поутру,
Сказал:
— Похворали!
Теперь не пора ли
Другую придумать
Игру?

Мы с Пухом

Приходят папины друзья, и всё им надо
знать —
И сколько будет пятьдесят, деленное
на пять,
И кто открыл Америку, когда и для чего,
Как звали лорда Байрона и бабушку его…

Мы с Пухом шепчемся в углу, мы с ним
найдем ответ:
Пух говорит: «Наверно, СТО!
А может быть, и нет».
И если это так и есть —
нам дарят шоколад,
А если Пух не угадал,
то я не виноват.

Два медвежонка

Жили-были два мишки в лесу за рекой,
Жили-были два мишки: Такой и Сякой.
Первый знал, сколько будет
Единожды Два,
А второй забывал застегнуть рукава.

Они жили на дереве летней порой:
И Такой, и Сякой, и один, и второй.
Первый мог Дважды Два без запинки
сказать,
А второй обожал только лапу лизать.

А холодной зимой — например,
в декабре —
И Такой, и Сякой ночевали в норе,
Но один перед сном Трижды Два
повторял,
А второй в темноте гребешок потерял.

Как-то к бабушке в гости
их кто-то привел:
Первый шаркнул ногой,
а второй сел за стол,
Первый стал рассуждать про
Четырежды Два,
А второй съел весь торт и спросил,
где халва.

…Но случилось однажды в лесу за рекой,
Что Такой стал Сякой, а Сякой стал —
Такой!
Тот забыл Трижды Два и припомнить
не мог,
А другой отыскал гребешок и платок.

Тот сказал, что ему Дважды Два не нужны!
А другой перед сном чистил щеткой
штаны.
Тот в Единожды Два перепутал ответ,
А другой был всегда аккуратно одет.

А какая МОРАЛЬ? Я и сам не пойму.
Может, Кристофер вам объяснит,
что к чему:
Он в последнее время ТАКОЙ молодец!
Дважды Пять, Дважды Шесть,
Дважды Семь, наконец,
Он сегодня с утра наизусть
повторял…
Ну, а я самописку опять потерял*.

* Так что это стихотворение пришлось записать карандашем.

Элеонора Фарджен

Свадьба

Он тачку-грохотачку
Пригнал к ее крыльцу
И с хохотом, и с грохотом
Помчал ее к венцу:

Вприпрыжку по дорожке,
В калитку напролом,
С размаху по ухабам,
Под горку кувырком!

Ах, как она боялась
На вираже крутом!
Ах, как она смеялась
В канаве под мостом!

И так они катились
До церкви за селом —
И с хохотом свалились
Перед святым отцом.

Джеймс Ривз

Тетушка Фло

Когда у старушки,
У тетушки Фло
Бывает порой
На душе тяжело,
Когда поясница
Болит у нее,
Цветы засыхают,
Не сохнет белье,
Когда на дворе
Моросит без конца,
Когда расшатались
Ступеньки крыльца,
И лопнул на полке
С мукою пакет,
И моль обглодала
Приличный жакет,
И клумбу попортил
Соседский петух,
И нету все лето
Спасенья от мух,
В духовке опять
Пригорает пирог
И письма от внуков
Приходят не в срок…
Когда заплатить
За квартиру пора,
Когда на чулке
Появилась дыра,
Когда просто так
Нападает
Хандра —

На кухню уныло
Уходит она,
И в мисочке мыло
Разводит она
И дует, собрав свой
Ослабленный дух,
И первый пузырь,
Невесомый как пух,
И радужный, будто
Цветное стекло,
Растет на соломинке
Тетушки Фло…

Летят и летят
Пузырьки к потолку,
С собою уносят
Хандру и тоску,
Парят и танцуют,
И вьются вокруг,
И тетушка вскочит,
Закружится вдруг,
И вспомнив,
Что дел еще
Невпроворот,
Вприпрыжку помчится
Полоть огород!

Оркестр

Принц по имени Сильвестр
При дворе завел оркестр:
Каждый вечер под оркестр
Танцевала молодежь.
«Ног не жалей ты!» — пели флейты,
«Шибко да гибко!» — пела скрипка.
Лучше скрипки, звонче скрипки
В целом графстве не найдешь!

Принц по имени Сильвестр
При дворе держал оркестр:
Каждый вечер были танцы
С девяти до десяти.
«Дорого-любо!» — звенели трубы,
«Ног не жалей ты!» — пели флейты,
«Шибко да гибко!» — пела скрипка.
Звонче скрипки, лучше скрипки
В целом свете не найти!

Принц по имени Сильвестр
Во дворце держал оркестр:
Каждый вечер в бальном зале
Пары портили паркет.
«Пива бы жбан!» — пыхтел барабан,
«Дорого-любо!» — звенели трубы,
«Ног не жалей ты!» — пели флейты,
«Шибко да гибко!» — пела скрипка.
Ах! Прекрасней этой скрипки
В мире не было и нет!

Читайте также:  Воспаление заусенца у детей

Принц по имени Сильвестр
При дворе завел оркестр:
Под оркестр, под оркестр
Танцевала молодежь.
«В пляс бы сейчас!» — вздыхал контрабас,
«Пива бы жбан!» — пыхтел барабан,
«Дорого-любо!» — звенели трубы,
«Ног не жалей ты!» — пели флейты,
«Шибко да гибко!» — пела скрипка.
И ей-богу, лучше скрипки
В целом мире не найдешь!

Источник

– формировать устойчивый интерес к окружающему миру (живая и неживая природа, человек и все сферы его деятельности);

– стимулировать интерес детей к познанию окружающего мира посредством представлений о природе и человеке;

– развивать социальные эмоции и мотивы, способствующие налаживанию межличностных отношений у детей;

– воспитывать у детей интерес, внимание и доброжелательное отношение к окружающим.

– развивать у детей способность слушать литературные произведения различных жанров, принимать участие в рассказывании знакомых произведений;

– продолжать приобщать детей к художественной литературе, формированию запаса художественных впечатлений, развитию выразительной речи.

– продолжать работу по укреплению здоровья, развитию двигательных способностей и качеств (ловкости, быстроты, силы, гибкости);

– знакомить с доступными для детей дошкольного возраста способами укрепления здоровья.

– знакомить с правилами безопасного поведения, доступными для детей дошкольного возраста способами укрепления здоровья.

– формировать у дошкольников умение создавать простейшие изображения, побуждать к самостоятельной передаче образов в рисунке, лепке, аппликации, развивать у детей способность к изобразительной деятельности, воображение, творчество;

– продолжать формировать у детей запас музыкальных впечатлений, использовать их в разных видах деятельности.

5. Социально-комуникативное развитие:

– воспитывать гуманистическую направленность поведения, развивать социальные чувства, эмоциональную отзывчивость, чувства взаимоуважения, любви, сочувствия, доброжелательность;

– способствовать дальнейшему развитию самостоятельности в игре, развивать игровое творчество детей

– обеспечить более широкое включение в реальные трудовые связи со взрослыми и сверстниками через выполнение трудовых поручений на цветнике и огороде

Неделя «Здравствуй, лето!»

– Расширение представлений о лете, его признаках: наблюдения за погодой, солнцем, растениями, насекомыми и птицами.

Беседа «Здравствуй лето красное»

Конкурс рисунков на асфальте «Детство – это ты и я»

Чтение и заучивание стихотворений о лете, дружбе и друзьях.

Игры и развлечения «Научи меня играть».

Развлечение «День защиты детей»

2 неделя

Неделя «Моя Родина-Россия»

Воспитывать чувство любви к своей Родине – России, к родному поселку, Крыму.

Развитие познавательного интереса к историческому наследию России, патриотическое воспитание.

Изучение государственных символов России.

Рассматривание иллюстраций, альбомов «Россия – родина моя», «Москва», «Крым», «Герб и флаг России»

Беседы о стране, Республике Крым, в которой живут дети.

Чтение и разучивание стихов о России: П. Воронько «Лучше нет родного края», Г. Ладонщиков «Родная земля», Т. Бокова «Родина», В. Орлов «Здравствуй родина моя», В. Степанов «Что мы родиной зовем», «Родина» З. Александрова, «Моя страна» В. Лебедев-Кумач и других.

Слушание Государственного гимна Российской Федерации.

Знакомство с устным народным творчеством – пословицами, поговорками, прибаутками, обогащение речи детей образными меткими выражениями малых форм русского фольклора

Праздник, посвященный дню России

3 неделя

Неделя «Здоровья»

– Основы безопасности жизнедеятельности детей: напомнить детям правила безопасного поведения в помещении и на игровой площадке, при встрече с животными и насекомыми, посторонними людьми.

– использование разных форм работы по формированию культурно – гигиенических навыков,

– беседы и другие формы работы о пользе движений, правильном питании, здоровье и болезнях,

– использование разных форм закаливания, витаминизации организма,

– индивидуальная работа по физической культуре.

– игры с песком и водой.

Тематическая беседа о профессии врача (16 июня – День медицинского работника)

–Рассматривание иллюстраций: «Профессия врач»

-Чтение: «Воспаление хитрости» А. Милн, «Прививка» С. Михалков, «Чудесные таблетки», «Айболит» К.Чуковский

С-р игра «Больница»

Спортивный праздник для детей «Я – здоровый, сильный, смелый»

4 неделя

Неделя «Веселых игр и забав»

– Знакомство детей с разнообразием игр: подвижные игры; народные игры и игрушки; сюжетно – ролевые игры; дидактические игры и игрушки; театрализованные игры.

– Познакомить детей с правилами игр, учить использовать освоенные ими умения.

– Побуждать детей к проявлению инициативы и самостоятельности в выборе игры, сюжета.

– Развивать умение разыгрывать несложные представления по знакомым сказкам. Развивать творческие способности.

– Учить детей выбирать и использовать средства выразительности речи, движения и мимику в соответствии с характерами персонажей, развитием сюжета. Побуждать к активному участию в игре.

22 июня « День радуги»

Беседа « Разноцветное явление природы»

Опытно-экспериментальная деятельность «Волшебное коромысло своими руками»

Чтение стихов, отгадывание загадок о радуге.

Праздник мыльных пузырей.

5 неделя

Неделя «Детской книги»:

– Развивать интерес детей к художественной литературе, познакомить с историей происхождения и изготовления книг;

– чтение художественной литературы, заучивание стихов;

– разные формы работы по развитию речи: рассматривание иллюстраций, беседы,

– использование театрализованной деятельности, драматизация сказок

– самостоятельная художественно – речевая деятельность;

– использование разных форм устного народного творчества и развивающих речевых игр;

– изготовление книжек-малышек, рисование «По страницам любимых сказок».

30 июня День пожарной безопасности

-Беседы с детьми: «Отчего бывает пожар», «Чем можно потушить огонь», «Чем опасен пожар» «Огонь – опасная игра», «Правила поведения при пожаре»

-Чтение: «Тревога» М. Лазарев, «Путаница» К. Чуковский. -Знакомство с пословицами и поговорками по теме

Д/и: «Что сначала, что потом», «Загадай-ка»

Выставка рисунков «Огонь добрый, огонь – злой»

Оформление книжных уголков в группах.

И Ю Л Ь

1 неделя

Неделя «Правила дорожные детям знать положено» (3 июля День рождения ГИБДД)

– Наблюдение за машинами: внешний вид, детали, назначение.

– Беседы «Опасная дорога», «Правила дорожного движения», «Какие человеку нужны машины», «Сигналы светофора», «Зачем нужны дорожные знаки», «Безопасное поведение на улице»

– Рассматривание плакатов по безопасности дорожного движения.

– Чтение художественной литературы: С. Михалков «Моя улица», «Дядя Степа – милиционер»; Б. Житков «Что я видел»? М. Ильин, Е. Сигал «Машины на нашей улице»; С. Михалков «Моя улица»; Т.И.Алиева «Ехали медведи», «Дорожная азбука», А.Иванов «Как неразлучные друзья дорогу переходили», С. Михалков «Моя улица», «Я иду через дорогу» и др.

– Д/и: «Подбери колесо для машины», «На чем я путешествую», «Говорящие знаки», «Кому что нужно».

– П/и: «Светофор»; «Цветные автомобили».

– С/р игры: «Гараж»; «В автобусе»; «Путешествие»

– Строительные игры: «Гараж»; «Новый район города»; «Пассажирские остановки», «Различные виды дорог»

– Рисование: «Запрещающие знаки на дороге»; «Гараж для спецтранспорта»; «Наш город»; «Перекресток».

– Проигрывание ситуаций по ПДД.

– Оформление альбома «Правила дорожного движения».

Развлечение «Правила движения мы узнали, на дороге внимательней стали!».

2 неделя

Неделя художественного творчества«Чудеса своими руками»

Разные формы работы по ознакомлению детей с народным декоративно – прикладным искусством, с творчеством художников, с разными видами художественного творчества;

— Беседа «Волшебная бумага» (Что это за материал, его свойства, из чего делают бумагу и что делают из бумаги)

– Оригами «Чудо своими руками» (изготовление простейших поделок из бумаги, с последующим обыгрыванием)

– Игра на развитие воображения «Что и как можно сделать»

Читайте также:  Снять воспаление подкожного прыща

– совместное художественное творчество (рисование, лепка, аппликация, ручной труд);

– индивидуальная работа по изодеятельности.

Выставка детского творчества «Краски лета»

3 неделя

Неделя «Физической культуры и спорта»

– Чтение художественной и познавательной литературы о разных видах спорта, рассматривание иллюстраций спортивного характера,

-составление рассказов, беседы и другие формы совместной деятельности;

– игры соревнования; игры – эстафеты «Мой веселый, звонкий мяч», «Умная скакалка»;

спортивные игры; викторина «Летние виды спорта»;

– индивидуальная работа по физической культуре;

Развлечение «Спортивные задоринки».

4 неделя.

Неделя «Военно-морского флота»

– Расширение знаний о Крыме, о Черном море, его защитниках – моряках Черноморского флота.

– Формирование чувства патриотизма, обогащение детей новыми знаниями об исторических событиях.

– Беседы «Моряки», «Севастополь-город герой».

– Рассматривание альбома «Защитники Родины».

– Чтение произведений и заучивание стихотворений о моряках, море.

– Изобразительная деятельность: лепка «Лодочка», рисование «По морям, по волнам»

– Игры со строительным материалом и песком «Построим корабль», с/р игра: «Моряки».

А В Г У С Т

1 неделя

«Познавательная неделя»

– Разные формы работы по познавательному развитию детей: познавательные беседы, чтение литературы познавательного характера, энциклопедической литературы;

– наблюдения;

– экспериментирование и моделирование;

– рассматривание иллюстраций;

– развивающие игры познавательного характера, игры по сенсорному развитию и формированию элементарных математических представлений;

– формирование целостной картины мира.

Развлечения с песком, водой и красками.

2 неделя

Неделя вежливости.

– Напомнить детям правила вежливого поведения: беседы: «Кто и зачем придумал правила поведения», «Как вы помогаете взрослым», «Мои хорошие поступки».

– Рассматривание сюжетных картинок «Хорошо-плохо»

– Чтение художественной литературы: «Что такое хорошо и что такое плохо» – В. Маяковский; «Два жадных медвежонка», «Сказка о глупом мышонке» С. Маршак; «Вредные советы» Г.Остер.

– Упражнения «Скажи доброе слово другу», «Назови ласково», «Как можно…(поздороваться, попрощаться, поблагодарить, попросить, отказаться, обратиться)

– П/и:  «Добрые слова», «Кто больше назовет вежливых слов» – с мячом».

Составление картотеки игр.

3 неделя

Неделя «Голубая страна».

Беседа «Зачем нам воздух», «Значение воды в нашей жизни», «Обитатели морей», «Какую пользу приносят солнце, воздух и вода», «Могут ли солнце, воздух и вода нанести вред здоровью».

Составление рассказов с детьми «Когда я был на море».

Закрепление правил поведения на воде.

– Опыты на выявление свойств воды

П/и: «Море волнуется», «Чей дальше» – с мячом», «Прятки», «Летает – не летает».

Отгадывание загадок по теме.

Чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций по основам жизнедеятельности детей; использование развивающих и дидактических игр;

Конкурс рисунков «Водное царство» – совместно с родителями.

4 неделя

Неделя «До свидания, лето!»

– Обобщить знания детей о лете, летних явлениях в природе, поведении животных и насекомых.

– Беседы «Чем вам запомнилось лето»

– Коллективная аппликация «Укрась поляну цветами» (с использованием разного материала: салфетки, бумага, кожа, стружка от цветных карандашей…)

Оформление альбома «Как я провел лето» – совместно с родителями

Источник

Школа Диабета, 28 декабря 2019

Наверняка вы неоднократно слышали, причем даже от людей без сахарного диабета, что «диета имеет большое значение в лечении сахарного диабета».

Во-первых, необходимо забыть термин «диета», поскольку соблюдение диеты подразумевает определенное ограничение в еде в течение некоторого срока, и запомнить термин «здоровое питание». Правилам здорового питания нужно следовать постоянно.

Во-вторых, необходимо запомнить: питание не является самостоятельным методом лечения сахарного диабета 2-го типа. Однако, без соблюдения рекомендаций по питанию контролировать заболевание невозможно.

В-третьих, при сахарном диабете 2-го типа всегда будет два направления в питании, которые надо контролировать:

  • Первое — это учет энергетической составляющей (калорийности) пищи, поскольку подавляющее большинство людей с сахарным диабетом 2 типа имеют избыточную массу тела или ожирение.

  • Второе — учет содержащихся в пище углеводов, непосредственно повышающих уровень глюкозы в крови.

Основы здорового питания

Для чего нужна еда? Этот вопрос вряд ли вызовет затруднения с ответом, однако ответы могут быть абсолютно разными и неожиданными.

Если вспомнить известную поговорку «Мы едим, чтобы жить, а не живем, чтобы есть», тогда ответ на этот вопрос с биологической точки зрения может звучать приблизительно так: «С едой в организм поступают питательные вещества, используемые в качестве строительного материала и источников энергии».

Рекомендации по здоровому питанию

Рекомендации по здоровому питанию одинаковы как для людей с сахарным диабетом, так и без такового:

  • регулярно употребляйте пищу, богатую углеводами (хлеб, макаронные изделия, картофель, крупы);

  • сократите потребление пищи, богатой насыщенными жирами (мяса и молочных продуктов);
  • выбирайте постные сорта и куски мяса, обрезайте видимый жир;
  • готовьте пищу на гриле, на пару, варите или запекайте вместо обжаривания на сковороде;
  • выбирайте молочные продукты с низким содержанием жира или обезжиренные;
  • внимательно изучайте этикетки на продуктах («диетические» продукты могут содержать больше простых сахаров и калорий, чем вы думаете);
  • употребляйте в пищу больше овощей и достаточно фруктов;
  • исключите из повседневного рациона продукты с высоким содержанием сахара и жиров — пирожные, торты, сладкую выпечку;
  • уменьшите потребление соли, для придания вкуса пище попробуйте различные приправы, специи или травы;
  • соблюдайте рекомендации по употреблению алкоголя.

Чем заменить сахар?

1. Сахарозаменители и подсластители

К сахарозаменителям относят фруктозу, а также ксилит и сорбит. Фруктоза повышает уровень глюкозы в крови, поэтому употреблять ее не следует. Это относится и к продуктам, содержащим фруктозу: часто ее добавляют в кондитерские изделия для людей с сахарным диабетом.

Ксилит и сорбит на уровень глюкозы в крови не влияют, однако содержат калории. Их нецеле- сообразно употреблять, если у вас избыточная масса тела или ожирение.

К подсластителям относят аспартам, сахарин, цикламат и ацесульфам К, которые не оказывают влияния на уровень глюкозы в крови и не обладают энергетической ценностью, поэтому их можно использовать даже пациентам с избыточной массой тела или ожирением.

2. «Диабетические» продукты

Диабетические продукты часто содержат фруктозу, ксилит и сорбит, которые, как сказано выше, не подходят людям с сахарным диабетом 2 типа. Джемы, варенье, кондитерские изделия (вафли, печенье) на подсластителях могут повышать уровень глюкозы в крови из-за входящих в состав фруктов, ягод, муки.

Конфеты и шоколад на подсластителях на уровень глюкозы в крови влиять не будут, однако очень калорийны — при постоянном употреблении сложно будет снизить вес.

Рекомендации по употреблению соли

Пищевая соль — это хлорид натрия. Ионы натрия удерживают жидкость в организме, а значит, способствуют повышению артериального давления. При наличии артериальной гипертензии употребление соли необходимо ограничить до 5 г в сутки (чайная ложка «без горки»), а при наличии отеков — до 3 г.

Что это значит? Это значит, что не нужно есть продукты с повышенным содержанием соли (соленые и маринованные овощи, сельдь и др. соленую рыбу, кетчуп и соленые приправы, бульонные кубики, супы из пакетиков), а также солить продукты при приготовлении.

Если вы не можете абсолютно отказаться от добавления соли, можно использовать соль с пониженным содержанием натрия. Такая соль продается в отделах с диетическими продуктами, часто на упаковках такой соли нарисовано сердце.

Питание при избыточном весе

У большинства людей с сахарным диабетом 2-го типа есть избыточный вес или ожирение. Ожирение может снижать эффективность работы собственного инсулина. Кроме этого, ожирение способствует повышению артериального давления, ведет к поражению сердца и сосудов, проблемам с суставами.

Ожирение возникает в том случае, если длительное время в организме поддерживается «положительный энергетический баланс»: в организм поступает больше энергии (калорий), чем расходуется. Это связано как с употреблением высококалорийной пищи, так и с низкой физической активностью.

Выяснить наличие у вас избыточной массы тела или ожирения можно, воспользовавшись формулой для расчета индекса массы тела:

ИМТ = вес (кг) / рост (м2).

Классификация веса по ИМТ:

  • 18,5 кг/м2 и менее — дефицит массы тела;

  • 18,5–24,9 кг/м2 — нормальная масса тела;
  • 25–29,9 кг/м2 — избыточная масса тела;
  • 30–34,9 кг/м2 — ожирение (I степень);
  • 35–39,9 кг/м2 — ожирение (II степень);
  • 40 и более кг/м2 — ожирение (III степень).
Читайте также:  Воспаление цервикального канала лекарства

Одной из основных задач питания у людей с сахарным диабетом 2-го типа и избыточным весом является создание «отрицательного энергетического баланса», то есть такого состояния, при котором энергии (калорий) в организм поступать будет меньше, а тратиться — больше, что будет приводить к расходу собственных жировых запасов и снижению веса.

Снижение веса позволит лучше управлять сахарным диабетом, будет благоприятно влиять на артериальное давление и уровень холестерина.

Как же снизить вес?

Есть два пути, которые вместе более эффективны, чем по отдельности: больше двигаться (увеличить ваш уровень физической активности) или меньше есть (уменьшить количество поступающей с пищей энергии/калорийность пищи).

Стратегия снижения массы тела

Помните, что борьба с избыточным весом — это процесс, состоящий из двух этапов: собственно потери лишних килограммов и поддержания достигнутого результата.

Начальная цель — снижение массы тела приблизительно на 5-10% от исходного. Даже умеренная потеря веса значительно улучшает контроль сахарного диабета, артериальной гипертензии, параметров липидного спектра.

В случае, если вам удалось снизить массу тела на 5-10% и поддерживать этот результат в течение 6-12 месяцев, можно ставить новые цели.

Для эффективного снижения массы тела необходимы

1. Ведение пищевого дневника

Записывайте, что вы едите, когда, в каком количестве и зачем. Это поможет проанализировать и изменить питание.

2. Уменьшение калорийности пищи

Уменьшение калорийности привычного для вас рациона на 500-1000 ккал позволит снижать вес на 0.5-1 кг в неделю. Минимальная калорийность рациона для мужчин 1500 ккал, для женщин 1200 ккал.

На самом деле, строго подсчитывать калории необходимости нет: если вы будете формировать «идеальную тарелку», руководствуясь правилом «пищевого светофора», то достигните необходимого ограничения калорий.

3. Не нужно голодать

Во-первых, это может привести к развитию гипогликемии. Во-вторых, организм воспринимает такие периоды как стресс, и как только период голодания закончится, масса тела будет набрана очень быстро.

4. Больше двигаться

Необходимо увеличить физическую активность. Подробно эту тему мы разобрали в отдельной статье.

Полезные советы

Эти полезные советы помогут вам в ежедневной потере лишних килограммов:

  • Не покупайте продукты, от которых вы решили отказаться: то, что полезно для вас, полезно и для членов вашей семьи;

  • Не ходите в магазин голодными, чтобы не купить лишних продуктов, которые придется съесть;
  • Обращайте внимание на энергетическую ценность и состав продуктов, указанный на этикетке;
  • Выработайте новые привычки делать покупки: предпочтение должно быть отдано низкокалорийным продуктам;
  • При приготовлении еды необходимо избегать добавления высококалорийных ингредиентов в процессе приготовления (например, жиров и масел). Можно выбрать любой способ приготовления, кроме жарения: тушить, варить, запекать, использовать гриль и т.п.;
  • Избегайте переедания высококалорийной пищи (как с высоким содержанием жиров, так и с высоким содержанием углеводов);
  • Ешьте дробно, через каждые 2-3 часа — всего 5-6 раз в день, небольшими порциями. Это позволит не быть голодным и не переесть в следующий прием пищи, а также равномерно распределить углеводы и избежать выраженного повышения глюкозы в крови после еды. Вместе с тем, если вы привыкли к 3 основным приемам пищи, то специально вводить перекусы не надо;
  • Пейте достаточное количество жидкости;
  • Накладывайте еду в посуду меньшего размера, чтобы уменьшить размер порций;
  • Ограничьте употребление алкоголя. Алкоголь обеспечивает поступление в организм дополнительных ненужных калорий и замещает более необходимые пищевые продукты. Кроме этого, употребление алкоголя пациентами, находящимися на сахароснижающей терапии, может привести к гипогликемии, нередко отсроченной.

Лучшим доказательством эффективности подобранной диеты и стимулом для её продолжения является снижение массы тела. Самоконтроль целесообразно производить 1 раз в неделю натощак. Если вес не снижается, пересмотрите свой рацион ещё раз.

Из чего состоит еда

Основные составляющие пищи — углеводы, жиры, белки. Помимо них, очень важную роль играют также витамины и микроэлементы.

1. Углеводы

Энергетическая ценность углеводов — 4 ккал/г. Они используются в качестве основного источника энергии, повышают уровень глюкозы в крови. Доля углеводов в рационе должна составлять не менее 50%. Углеводы можно разделить на 2 основные группы: неусвояемые и усвояемые (см. ниже).

2. Жиры

Жиры обладают наибольшей энергетической ценностью — 9 ккал/г. Они являются дополнительным источником энергии для организма и используются после углеводов. Жиры хранятся в организме в виде жировой ткани.

Прямо на уровень глюкозы крови жиры не влияют, однако избыток жира повышает устойчивость тканей к инсулину, способствует развитию артериальной гипертензии, нарушений липидного спектра крови, сердечно-сосудистых заболеваний.

Доля жиров в рационе должна составлять не более 25–30%. Продукты, содержащие жиры, должны быть ограничены.

3. Белки

Энергетическая ценность белков составляет 4 ккал/г. Белки используются в организме в качестве «строительного материала». На уровень глюкозы крови практически не влияют. Доля белков в рационе должна составлять 10-15%.

4. Вода, витамины и микроэлементы

Энергетическая ценность составляет 0 ккал/г, на уровень глюкозы крови они не влияют. Вода и напитки на ее основе (кофе, чай) без добавления сахара могут употребляться без ограничений.

5. Алкоголь

Энергетическая ценность составляет 7 ккал/г этанола. Алкоголь, особенно сладкие ликеры, содержит большое количество энергии, которая может откладываться в виде жира.

Оказывает различное действие на содержание глюкозы в крови, в том числе вызывать гипогликемию.

Гликемический индекс

При употреблении продуктов, содержащих углеводы, необходимо принимать во внимание не только их количество, но и гликемический индекс — степень и скорость всасывания.

Гликемический индекс зависит от нескольких параметров:

  • Степени измельченности продукта. Картофельное пюре вызовет больший подъем уровня глюкозы крови, чем вареный картофель, яблочный сок — больше, чем яблоко, хлеб из муки мелкого помола больше, чем из муки грубого помола. Поэтому целесообразнее употреблять «защищенные» клетчаткой углеводы.

  • Длительности термической обработки — паста твердых сортов пшеницы предпочтительнее разваренной вермишели, крутая каша лучше, чем «размазня».
  • Спелости и длительности хранения — чем более спелый фрукт, тем выше гликемический индекс.

Продукты с высоким гликемическим индексом употреблять не следует, т. к. уровень глюкозы в крови повысится так быстро, что инсулин «не успеет» сработать!

Неусвояемые углеводы

Неусвояемые углеводы (неподсчитываемые, неучитываемые) — это группа пищевых волокон, основным представителем которых является клетчатка.

Клетчатка:

  • содержится в овощах и практически не влияет на уровень глюкозы в крови, поэтому овощи можно не учитывать (есть без ограничения);
  • разбухает в желудке и дает ощущение сытости;
  • замедляет всасывание жиров (холестерина) и усвояемых углеводов;
  • улучшает работу кишечника.

Усвояемые углеводы

Усвояемые углеводы (подсчитываемые, учитываемые) можно разделить на медленно- и быстроусвояемые.

Медленноусвояемые («сложные», «несладкие», «медленные»):

  • единственным представителем является крахмал, который относится к полисахаридам: представляет собой длинную цепочку молекул глюкозы. В кишечнике крахмал расщепляется до молекул глюкозы, которая и всасывается в кровь;

  • крахмал повышает уровень глюкозы в крови через 20-25 минут, поэтому их и называют «медленным» углеводом;
  • крахмал содержится в картофеле, зрелых бобовых (горох, фасоль), кукурузе, хлебе и хлебобулочных изделиях, крупах, макаронных изделиях, а также блюдах, содержащих муку (сырники, например);
  • медленные углеводы должны быть быть основными в рационе, однако их количество необходимо уменьшить относительно привычного для вас ранее;
  • требуют учета по системе «хлебных единиц», если ваша схема терапии предполагает введение инсулина перед каждым приемом пищи. Одна хлебная единица (ХЕ) равна 10-12 г углеводов.

Быстроусвояемые («простые», «сладкие», «быстрые»):

  • представлены так называемыми «простыми» сахарами: моносахаридами глюкозой и фруктозой и дисахаридами сахарозой, мальтозой, лактозой;

  • моно- и дисахариды быстро всасываются в кровь (начало всасывания в ротовой полости) и повышают уровень глюкозы в крови через 5-10 минут, поэтому их и называют «быстрые» углеводы;
  • глюкоза (виноградный сахар) содержится в винограде, виноградном соке, изюме;
  • фруктоза (фруктовый сахар): фрукты и ягоды, натуральные соки, мед, варенье и джем;.
  • сахароза (тростниковый сахар): сахар и все, что его содержит — кондитерские изделия, сладкие напитки, соки и так далее.;
  • лактоза (молочный сахар): жидкие молочные продукты (молоко, сливки, йогурт и т.п.);
  • мальтоза (солодовый сахар): пиво и квас;
  • некоторые продукты, содержащие «простые» углеводы, должны быть полностью исключены из рациона, а другие необходимо ограничить;
  • требуют учета по системе «хлебных единиц», если ваша схема терапии предполагает введение инсулина перед каждым приемом пищи. В этом случае дополнительно ознакомьтесь с занятием