Задачи по патофизиологии на тему воспаление
ТЕМА 9. ВОСПАЛЕНИЕ
ЦЕЛЬ
• Разобрать этиологию, патогенез и исходы воспаления.
• Изучить сосудистые, тканевые и общие изменения в организме при развитии воспаления на примере экспериментальных моделей.
ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
• Что такое воспаление?
• Какие теории воспаления существуют?
• Что служит причиной воспаления?
• Как можно представить общую схему воспаления (рис. 9.1)?
• Что такое альтерация? Какие причины вызывают первичную и вторичную альтерацию?
•
Как объяснить физико-химические изменения (нарушение обмена
веществ, гиперосмию, гиперонкию, гиперионию) в очаге воспаления (рис.
9.2)?
• Какую роль играет медиаторное звено в патогенезе воспаления?
• Как классифицируют медиаторы воспаления по происхождению?
• Каковы источники и эффекты основных групп медиаторов?
• Какие расстройства микроциркуляции развиваются в очаге воспаления?
• Что такое экссудация? На какой стадии сосудистой реакции она начинается?
• При участии каких факторов развивается экссудация?
• Что такое экссудат, и чем он отличается от транссудата?
• Какие виды экссудатов выявляют в очаге воспаления?
•
Какими отличительными особенностями характеризуют серозный,
фибринозный, гнойный, гнилостный, геморрагический и смешанный экссудаты?
• Что такое эмиграция лейкоцитов? В чем заключается ее биологическое значение?
Рис. 9.1. Патогенез воспаления
Как
развивается феномен краевого стояния лейкоцитов? Какова природа
хемоаттрактантов и их роль в явлении хемотаксиса? В какой
последовательности и почему происходит выход различных форм лейкоцитов
из крови в очаг воспаления? Какую роль играет фагоцитоз при воспалении?
Как осуществляется и регулируется процесс клеточной пролиферации при
воспалении?
Каковы
механизмы развития местных признаков воспаления (припухлость, боль,
краснота, жар, нарушение функций)? Как объяснить патогенез общих
проявлений воспаления? Каковы общие закономерности развития хронического
воспаления? Чем принципиально отличаются пути запуска острого и
хронического воспаления?
В чем заключается роль нервной, эндокринной и иммунной систем в патогенезе воспаления?
Какие формы воспаления выделяют в зависимости от реактивности организма?
Рис. 9.2. Физико-химические нарушения в очаге воспаления
• Как классифицируют воспаление по характеру сосудисто-тканевых реакций и течению процесса?
• Каковы клинические исходы воспаления?
• Каково биологическое значение воспалительного процесса для организма?
ТЕСТЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ПРИ САМОПОДГОТОВКЕ
9-1. Верно утверждение:
1) воспаление — защитная реакция;
2) воспаление — местный процесс;
3) воспаление — общая реакция организма на местное повреждение.
9-2. Воспаление возникает:
1) при действии медиаторов;
2) при действии флогогенов;
3) при действии пирогенов.
9-3. К местным признакам воспаления относят:
1) красноту;
2) лихорадку;
3) припухлость;
4) боль;
5) жар;
6) лейкоцитоз;
7) нарушение функций.
A. 1, 2, 4, 6, 7. Б. 1, 3, 4, 5, 6.
B. 1, 3, 4, 5, 7.
9-4. К общим симптомам воспаления относят:
1) лихорадку;
2) тромбоз;
3) лейкоцитоз;
4) гипопротеинемию;
5) увеличение СОЭ;
6) интоксикацию.
A. 1, 3, 5, 6. Б. 1, 2, 4, 6.
B. 1, 3, 4, 6.
9-5. Физико-химические проявления в очаге воспаления включают:
1) алкалоз;
2) гиперонкию;
3) гипертермию;
4) гиперосмию;
5) ацидоз.
A. 1, 4, 5. Б. 2, 4, 5.
B. 2, 3, 5.
9-6. Источники клеточных предсуществующих медиаторов:
1) моноциты;
2) гранулоциты;
3) эритроциты;
4) холинергические нейроны;
5) тромбоциты.
A. 1, 3, 4, 5. Б. 1, 2, 3, 5.
B. 1, 2, 4, 5.
9-7. К гуморальным медиаторам воспаления относят:
1) эйкозаноиды;
2) брадикинин;
3) простагландины;
4) фибринопептиды;
5) активные формы кислорода.
A. 2, 4. Б. 1, 3.
B. 3, 5.
9-8. Свойствами хемоаттрактантов обладают:
1) метаболиты арахидоновой кислоты;
2) лизоцим;
3) фрагменты комплемента;
4) ацетилхолин;
5) бактериальные пептиды.
A. 1, 2, 5. Б. 1, 3, 5.
B. 2, 3, 4.
9-9. Изменения микроциркуляции в очаге воспаления развиваются в следующей последовательности:
1) венозная гиперемия;
2) ишемия;
3) стаз;
4) артериальная гиперемия.
A. 1, 3, 2, 4. Б. 2, 1, 4, 3.
B. 2, 4, 1, 3.
9-10. Развитию экссудации способствуют:
1) повышение онкотического давления крови;
2) повышение онкотического давления в очаге воспаления;
3) повышение проницаемости сосудистой стенки;
4) снижение осмотического давления межклеточной жидкости;
5) повышение давления в венозном конце капилляров и венул.
A. 1, 3, 5. Б. 3, 4, 5.
B. 2, 3, 5.
9-11. Интоксикация при воспалении обусловлена:
1) простагландинами;
2) лимфокинами;
3) продуктами альтерации;
4) токсинами микроорганизмов.
A. 2, 4. Б. 1, 3.
B. 3, 4.
9-12. Провоспалительным действием обладают:
1) глюкокортикоиды;
2) минералокортикоиды.
9-13. Развитие хронического воспаления обеспечено:
1) нарушением микроциркуляции;
2) скоплением активированных макрофагов;
3) раневым очищением;
4) альтерацией.
9-14. К исходам воспаления относят:
1) образование рубца;
2) лихорадку;
3) гибель организма;
4) полное восстановление структуры и функции;
5) венозную гиперемию.
A. 1, 2, 4. Б. 1, 3, 4.
B. 2, 3, 5.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ
Часть I. Примеры экспериментального моделирования воспаления
Модель 1. Сосудистая реакция при воспалении на брыжейке лягушки (опыт Конгейма)
Условия эксперимента. Лягушку обездвиживают путем разрушения спинного мозга и помещают на дощечку брюшком вниз так, чтобы ее
правый бок в средней
его трети находился около отверстия. Ножницами послойно разрезают кожу,
мышцы и брюшину на правой боковой поверхности живота. Из вскрытой
брюшной полости осторожно, не травмируя внутренностей, извлекают петлю
тонкой кишки, брыжейку которой расправляют над отверстием в дощечке.
Кишку располагают по краю отверстия и фиксируют булавками, вколотыми под
углом, чтобы не мешать движению объектива микроскопа. При малом
увеличении рассматривают исходное кровообращение сосудов брыжейки. Через
10-15 мин брыжейка подсыхает, и развивается воспаление.
Наблюдают за фазами сосудистой реакции и краевым стоянием лейкоцитов.
Модель 2. Сосудистые изменения при воспалении на языке лягушки
Условия эксперимента. Обездвиженную
лягушку помещают на дощечку брюшком вниз, головой к отверстию. Пинцетом
открывают лягушке пасть, фиксируют ее нижнюю челюсть у уголков рта
булавками. Верхнюю челюсть лягушки подпирают головкой булавки, вколотой в
дощечку под углом. Глазным пинцетом захватывают край языка и
расправляют, слегка растягивая его над отверстием дощечки до формы
шестиугольника. Булавки, фиксирующие язык, вкалывают наклонно, чтобы не
мешать движению объектива микроскопа. Приготовленный препарат помещают
под микроскоп и при малом увеличении рассматривают кровообращение. После
этого край языка прижигают небольшим кристалликом азотнокислого
серебра. Развивается воспаление.
Отмечают сосудистые изменения в участке повреждения и окружающих тканях.
Вопросы
• Какие фазы сосудистой реакции наблюдаются при воспалении?
• Каковы механизм развития сосудистой реакции и ее патогенетическое значение?
• Чем характеризуется «краевое стояние лейкоцитов»?
• Каков механизм повышения проницаемости сосудов при воспалении?
Модель 3. Общие изменения в организме при наличии очага воспаления
Условия эксперимента. Работу проводят на двух крысах. Одна крыса (? 1) — интактная, у другой (? 2) предварительно (за 2-3 дня до
опыта)
вызывают воспаление введением 50% раствора скипидара в подкожную
клетчатку. Кровь для анализа берут из хвостовой вены. Определяют СОЭ,
общее количество лейкоцитов, и подсчитывают лейкоцитарную формулу.
Результаты заносят в табл. 9.1.
Таблица 9.1. Результаты наблюдений
Вопросы
• Каков механизм повышения СОЭ при воспалении?
• Чем обусловлено развитие лейкоцитоза при воспалении?
Часть II. Решение ситуационных задач
Задача 9-1. У
больного после подкожной инъекции появились краснота, боль,
припухлость. На 7-е сутки припухлость увеличилась. При пальпации в этом
участке определяется флюктуация (табл. 9.2).
Таблица 9.2. Картина крови
При
этом выделилось 10 мл зеленоватой жидкости, удельный вес которой
составляет 2,0; содержание белка — 0,7 г/л, число клеток — 7000 в 1 мкл
(преимущественно нейтрофилы), рН — 5,3.
Какой
патологический процесс развился у больного? Каков механизм местных
проявлений этого процесса? Какие механизмы обусловливают общие изменения
в организме?
Задача 9-2. Больной жалуется на
слабость, потерю аппетита, сухость во рту, частый стул со слизью и
примесью крови. Температура тела — 38 °С. При ректороманоскопии
слизистая оболочка прямой кишки отечна, гиперемирована (табл. 9.3).
Таблица 9.3. Картина крови
Какой
патологический процесс развился у больного? Как объяснить патогенез
развивающихся изменений? Какое лечение необходимо больному?
Задача 9-3. При пункции плевральной полости больного в извлеченной жидкости обнаружено следующее:
■ содержание белка — более 0,3 г/л;
■ количество лейкоцитов — 4х109/л;
■ удельный вес — 1,020;
■ рН — 6,5.
Что
представляет извлеченная жидкость: транссудат или экссудат? Каковы
основные отличия механизмов развития экссудации и транссудации?
Задача 9-4. Машиной
скорой помощи в 16.00 в стационар доставлена больная с жалобами на
слабость, тошноту, боли в правой подвздошной области. Температура тела —
37,8 °С. Через 5 ч температура тела — 38,9 °С. Язык сухой, обложен
сероватым налетом. При пальпации определена резкая болезненность в
правой подвздошной области (табл. 9.4).
Какой
патологический процесс имеет место у больной? Каковы механизмы описанных
симптомов? Чем объяснить развитие лихорадки? Какие виды терапии
необходимы в данном случае?
Таблица 9.4. Картина крови
Задача 9-5. У больного после пункции брюшной полости в асцитической жидкости было обнаружено следующее:
■ содержание белка — менее 0,3 г/л;
■ количество лейкоцитов — 1,5х109/л;
■ удельный вес — 1,008;
■ рН — 7,5.
Что представляет исследуемая жидкость: экссудат или транссудат? Каковы механизмы развития экссудации и транссудации?
Задача 9-6. Больной
А., 73 года, обратился к врачу с жалобами на слабость, одышку при
физической нагрузке, кашель со скудным отделением слизистой мокроты.
Температура тела — 37,2 °С. Больному сделали общий анализ крови. Через
месяц мокрота приобрела желтовато-зеленоватый цвет и неприятный запах.
Температура тела — 37,9 °С. Проведен повторный анализ крови (табл. 9.5).
Таблица 9.5. Картина крови
Какой
патологический процесс развился у больного? Какие механизмы лежат в
основе общих проявлений этого процесса? Как объяснить ухудшение общего
состояния больного? Какое лечение нужно назначить больному?
Задача 9-7. Больная
К., 20 лет, жалуется на боль при глотании, головную боль, слабость,
повышенную потливость и повышение температуры тела до 38,8 °С. Пульс —
98 в минуту, частота дыхательных движений — 26 в минуту (табл. 9.6).
Таблица 9.6. Картина крови
Какой
патологический процесс имеет место у больной? Какие механизмы лежат в
основе местных и общих проявлений? Какую патогенетическую терапию
следует провести больной?
Задача 9-8. Больная
Б., 27 лет, кормящая мать. Через 3 нед после родов появились боли в
области левой груди, кормление этой грудью стало болезненным. На 3-й
день заболевания появился озноб, температура тела — 39 °С, усилилась
боль в пораженной железе. Объективно: в больной железе пальпируется
плотное образование с неясными границами, размером 5х5 см, резко
болезненное при пальпации. Отмечаются покраснение кожи над образованием,
расширение подкожных венозных сосудов в области железы, увеличение
регионарных лимфатических узлов. Общее количество лейкоцитов — 12,4х109/л, СОЭ — 35 мм/ч.
Какой
патологический процесс развился у больной? Каковы механизмы выявленных
клинических симптомов? Какие лечебные мероприятия необходимы в данном
случае?
Задача 9-9. Больной С., 15 лет,
обратился к врачу с жалобами на боль пульсирующего характера в области
верхней губы, общую слабость, головную боль, повышение температуры тела
до 37,5 °С. Общее количество лейкоцитов — 12х109/л, СОЭ — 18
мм/ч. Объективно: верхняя губа отечна, прощупывается плотный инфильтрат,
кожа над которым красная по периферии и синюшная (цианоз) в центре.
Какой
типовой патологический процесс развился у больного? Каковы механизмы
выявленных нарушений? Как объяснить неодинаковую окраску кожи в
пораженной области и пульсирующий характер боли? Какое лечение нужно
назначить больному?
Задача 1. Больной К., 30 лет, доставлен в медицинский пункт. Отмечается гиперемия лица; пульс 130 мин-1, АД — 140/90 мм рт. ст. Дыхание частое и поверхностное. Температура тела 39°С. По свидетельству сопровождавшего, пострадавший, ликвидируя аварию, в течение часа работал при температуре около 60°С и высокой влажности воздуха.
- 1. Какое нарушение теплового баланса имеет место в данном случае?
- 2. Каковы механизмы учащения пульса при повышении температуры тела?
Эталон ответа
- 1. У больного наблюдается тепловой удар — острое перегревание организма, поскольку пострадавший работал в течение часа, ликвидируя аварию, при температуре в цеху около 60°С и высокой влажности воздуха.
- 2. Учащение пульса (частоты сердечных сокращений) следует рассматривать как механизм срочной компенсации недостаточности кровообращения, возникающей вследствие интенсивной физической нагрузки и обильного потения.
Благодаря тахикардии возрастет сердечный выброс (минутный объем крови), определяющий уровень АД. Повышенная температура крови, омывающей синоатриальный узел (водитель ритма сердца), увеличивает скорость медленной деполяризации клеток синоатриального узла, что обусловливает учащение сердечных сокращений. Кроме того, острое перегревание организма — мощный стрессор, активирующий симпатоадреналовую систему, что сопровождается выходом из мозгового вещества надпочечников адреналина, оказывающего на сердечную мышцу положительный хронотропный, инотропный и батомо- троный эффекты.
Задача 2. Водитель в течение суток находился в автомобиле, занесенном снегом. Кожа бледная, дыхание и пульс едва определяются. Артериальное давление 70/40 мм рт. ст., температура тела (ректальная) — 30°С.
- 1. Какая фаза гипотермии у больного?
- 2. Каковы механизмы описанных симптомов?
- 3. Какова первая помощь при переохлаждении организма?
Эталон ответа
- 1. У водителя наблюдается фаза декомпенсации гипотермии, или переохлаждения, — состояния организма, при котором температура тела падает ниже, чем требуется для поддержания нормального обмена веществ и функционирования.
- 2. Как известно, при охлаждении повышается активность афферентных волокон от холодовых рецепторов, что стимулирует супраоптическое ядро переднего гипоталамуса: рефлекторная вазоконстрикция снижает приток крови к охлажденной коже. Через гипоталамус запускается серия приспособительных реакций: немедленная через автономную нервную систему; отсроченная с участием эндокринной системы; адаптивный поведенческий ответ; экстрапирамидная стимуляция скелетных мышц и мышечная дрожь.
- 3. Пострадавшего следует поместить в теплый сухой изолирующий материал. Для уменьшения потери тепла важнее положить что-либо теплое под пациента, чем укрыть его сверху. Массаж холодных конечностей нежелателен из-за возможности усиления периферической вазодилатации. Обеспечить венозный доступ для внутривенного введения подогретых растворов. Пострадавших с тяжелой гипотермией нужно перемещать чрезвычайно осторожно в связи с высокой готовностью миокарда к фибрилляции желудочков. Поскольку гипотермия сопровождается гиповолемией и дегидратацией, пострадавшим показано внутривенное введение коллоидных и кристаллоидных растворов, а также ино- тропных препаратов (небольшие дозы добутамина).
Задача 3. У мальчика 10 лет после длительного пребывания на солнце с непокрытой головой появилось общее возбуждение, гиперемия лица, участился пульс, повысились артериальное давление, температура тела — 39°С.
- 1. Какое нарушение терморегуляции возникло у мальчика?
- 2. Чем отличается это нарушение терморегуляции от гипертермии?
- 3. Каковы механизмы наблюдаемых патологических явлений?
- 4. Какова первая помощь при этой патологии?
Эталон ответа
- 1. У мальчика солнечный удар, возникший вследствие длительного воздействия солнечного света на непокрытую поверхность головы.
- 2. Гипертермия характеризуется определенной фазностью (фаза компенсации и фаза декомпенсации) и нарушением механизмов терморегуляции.
- 3. При солнечном ударе нарушается не только потоотделение, но и кровообращение: церебральные сосуды расширяются, становятся полнокровными, что выражается головной болью, вялостью, рвотой, а в тяжелых случаях — комой. Под влиянием солнечных лучей и локального повышения температуры кожи головы усиливается дегрануляции тучных клеток с высвобождением и образованием биологически активных веществ, обусловливающих резкую адинамию, шаткую походку, временами обморочные состояния, учащение пульса и дыхания, кровотечение из носа.
- 4. Рекомендуются следующие меры помощи: перевести или перенести пострадавшего в тень или прохладное помещение с достаточным содержанием кислорода и нормальным уровнем влажности воздуха, освободить от верхней одежды, напоить пострадавшего большим количеством прохладной воды с добавлением сахара, смочить лицо холодной водой, приложить холодный компресс к голове, тело обернуть мокрой простыней или опрыскивать холодной водой, дать понюхать пары нашатырного спирта (с ватки) или раствора аммиака (при замутнении сознания). После перенесенного солнечного удара рекомендуется постельный режим в течение нескольких дней.
Задача 4. Ребенок 14 лет поступил в клинику по поводу туберкулезного гонита (воспаление коленного сустава). Болен в течение двух лет. Начало заболевания связывает с ушибом коленного сустава при падении. Часто болел простудными заболеваниями. Ребенок пониженного питания.
- 1. Что явилось причиной заболевания?
- 2. Какие условия способствовали обострению заболевания?
Эталон ответа
- 1. Причиной заболевания явилось инфицирование коленного сустава микобактериями туберкулеза
- 2. Обострению туберкулезного гонита способствовало снижение резистентности организма, обусловленное частыми простудными заболеваниями и недостаточным питанием. Ушиб коленного сустава послужил пусковым звеном обострения и клинической манифестации этой хронической инфекции.
Государственное автономное профессиональное
образовательное учреждение
«Нижнекамский медицинский колледж»
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
по учебной дисциплине «Основы патологии»
тема: «Воспаление»
специальность 31.02.01 Лечебное дело
Подготовила: Беликова Энзе Сайфулловна,
преподаватель основ патологии
город Нижнекамск,
Республика Татарстан
2017 г.
52.5
Б 43
Рабочая тетрадьпо учебной дисциплине «Основы патологии» тема: «Воспаление» рассмотрена и утверждена на заседании ЦМК естественнонаучных дисциплин ГАПОУ «Нижнекамский медицинский колледж» 28 февраля 2017 г. протокол № 6
Составитель: Беликова Э.С., преподаватель основ патологии
Беликова, Э.С. Основы патологии. Воспаление: рабочая тетрадь для студентов / Э.С.Беликова.- Нижнекамск: НМК, 2017.- 19 с.
Рабочая тетрадьпо учебной дисциплине «Основы патологии» тема: «Воспаление» оформлена в соответствии с ФГОС и требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки студентов.
Основной цельюрабочей тетради является обобщение и повторение пройденного материала, закрепление знаний, совершенствование умений и навыков.
Рабочая тетрадь предназначена для самостоятельной работы по дисциплине «Основы патологии» по теме: «Воспаление» для студентов средних специальных медицинских учебных заведений.
© Нижнекамский медицинский колледж, 2017
Оглавление
Пояснительная записка………………………………………………………
4
Задание 1. Тестирование…………………………………………………….
6
Задание 2. Граф – структура «Формы воспаления»…………………….
8
Задание 3. Граф – структура «Признаки воспаления»………………….
9
Задание 4. Таблица соответствия……………………………………………
10
Задание 5. Основы ориентировочных действий………………………..
11
Задание 6. Диктант по теме…………………………………………………
12
Задание 7. Ситуационные задачи…………………………………………..
13
Задание 8. Кроссворд по теме………………………………………………
14
Список литературы………………………………………………………….
16
Приложения…………………………………………………………………..
18
Пояснительная записка
Рабочая тетрадь для студентов специальности 31.02.01 Лечебное дело
составлена в соответствии с ФГОС среднего медицинского образования и требованиями программы по дисциплине «Основы патологии» по теме: «Воспаление».
В результате освоения данной темы студент должен:
Уметь:
— определять морфологию тканей, измененных при воспалении.
Знать:
— клинические проявления патологических изменений в различных органах и системах организма.
В ходе изучения темы студент должен овладеть компетенциями: поиска информации для эффективного выполнения профессиональных задач; принимать решения в нестандартных ситуациях.
Цель рабочей тетради — обобщение и повторение пройденного материала, закрепление знаний, совершенствование умений и навыков.
Рабочая тетрадь предназначена для самостоятельной работы по дисциплине «Основы патологии» по теме: «Воспаление» для студентов средних специальных медицинских учебных заведений.
На данную тему выделяется 6 часов (2 ч. теоретических занятий, 4 ч. практических занятий).
При составлении рабочей тетради учтена основная цель программмы — это подготовка компетентных специалистов.
В рабочей тетради даются разноообразные задания, которые позволят студентам закрепить знания по теме. Особое внимание уделяется описанию препаратов, как основы изучения патологической анатомии. Заполнение граф структур развивает логическое мышление студентов. Ситуационные задачи способствуют клиническому мышлению.
Критерии оценки:
— оценка «отлично» выставляется студенту, если он полностью ответил на вопросы темы;
— оценка «хорошо» выставляется студенту, если имеются небольшие пробелы в знаниях;
— оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, если он описал вопросы темы частично;
— оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, если он не усвоил материал темы, допустил грубые ошибки при ответе.
Как пользоваться рабочей тетрадью
В тетради предложены тестовые задания, граф — структуры, логические схемы, ситуационные задачи, основы ориентировочных действий и кроссворды. Работа над ними поможет студентам лучше понять и усвоить теоретический материал и позволит сформировать умения и навыки определять морфологию тканей, измененных при воспалении.
Приступая к работе с тетрадью, следует изучить вопросы учебного материала, используя литературу по данной теме в библиографическом списке, ознакомиться с условиями выполнения конкретного вида заданий.
Для выполнения заданий можно опираться на дополнительный материал в Приложениях к рабочей тетради.
Задание 1 Тестирование
Ответьте на вопросы тестов исходного уровня знаний
Вариант – I
1. Воспаление это:
а) патологическая реакция организма на действие раздражителя;
б) защитно-приспособительная реакция организма на действие раздражителя;
в) повышенная чувствительность организма к инородным веществам.
2. Виды реактивности. Найдите неправильный ответ:
а) гипергическая; б) гиперергическая;
в) нормальная; г) нормергическая.
3. В какой стадии воспаления выделяются медиаторы воспаления:
а) пролиферации;
б) альтерации;
в) экссудации.
К гнойному воспалению относятся:
а) флегмона;
б) гнилостное воспаление;
в) эмпиема;
г) серозное воспаление.
Гуммы представляют собой:
а) гранулему при сифилисе;
б) туберкулезные бугорки;
в) плотный некроз;
г) воспаление вокруг животных паразитов.
При каком виде воспаления происходит образование белесоватой пленки:
а) гнилостном; в) гнойном;
б) фибринозном; г) серозном.
Гной содержит:
а) погибшие клетки лейкоцитов, живые клетки лейкоцитов;
б) погибшие клетки лейкоцитов, белки, эритроциты;
в) погибшие клетки, лейкоциты, белки;
г) погибшие клетки лейкоцитов.
Выход из сосудов в ткань жидкой части крови и клеток крови это:
а) экссудация; б) кровоизлияние;
в) альтерация; г) транссудация.
Ответьте на вопросы тестов исходного уровня знаний
Вариант – II
1. Чем характеризуется фаза альтерации:
а) дистрофией;
б) нарушением кровообращения;
в) образованием экссудации;
г) эмиграцией клеток крови.
Чем характеризуется фаза пролиферации:
а) повреждением ткани;
б) нарушением кровообращения;
в) фагоцитозом;
г) образованием экссудата;
д) размножение клеток в зоне воспаления.
Назовите вид гнойного воспаления:
а) крупозное;
б) дифтеритическое;
в) катаральное;
г) абсцесс;
д) серозное.
Назовите вид продуктивного воспаления:
а) дифтеритическое;
б) гранулематозное;
в) крупозное;
г) альтеративное;
д) катаральное.
Отличие специфического воспаления от банального:
а) вызывается любым возбудителем;
б) вызывается определенным возбудителем;
в) острое прогрессирующее течение.
Какой вид некроза характерен для специфического воспаления:
а) восковидный;
б) фибриноидый;
в) казеозный;
г) колликвационный;
д) гангрена.
Задание 2 Граф-структура «Формы воспаления»
Заполните граф-структуру, добавив формы воспаления
ВОСПАЛЕНИЕ
Задание 3. Граф структура «Признаки воспаления»
Заполните граф-структуру, добавив признаки воспаления
ПРИЗНАКИ ВОСПАЛЕНИЯ
Задание 4. Таблица соответствия
Установить соответствие рисунка и название воспаления
и заполнить таблицу 2
Таблица 1.
1.
1.Гранулёматозное (хроническое)
воспаление
2.
2.Гнойное (абсцесс) воспаление
3.
3.Гнойное (эмпиема) воспаление
4.
4. Фибринозное воспаление
5.
5.Гнойное (флегмона) воспаление
Таблица 2.
1
2
3
4
5
Задание 5. Основы ориентировочных действий
Используя учебник, опишите рисунки по основам
ориентировочных действий
Последовательность действий
Способ выполнения
Описание рисунка
Рассмотреть
макропрепарат «Фибринозное воспаление»
рис.24 цветной, стр.107
Изучить и описать рисунок. Обратить внимание на элементы покрывающие слизистую миндалины, гортани и трахеи, их цвет.
2. Рассмотреть макропрепарат «Крупозная пневмония, серое опеченение»
рис.66 цв., табл.21 (внутр.)
Изучить и описать рисунок. Обратить внимание на
размеры доли легкого, цвет, консистенцию вещества доли легкого
3. Рассмотреть макропрепарат «Изменения толстой кишки при дизентерии» рис.79 стр. 333
Изучить и описать рисунок. Обратить внимание на
состояние слизистой на различных стадиях воспаления кишки
4. Рассмотреть
микропрепарат «Туберкулезные узелки в легких», рис.27, цветной, стр. 115
Изучить и описать микропрепарат. Обратить внимание на составные части гранулемы
5. Рассмотреть
микропрепарат «Сифилитическая гумма печени»
рис.26, цветной, стр. 114
Изучить и описать микропрепарат. Обратить внимание на участок некроза, количество сосудов и клеток
Задание 6. Диктант
Допишите предложения
1.Воспаление – это …………………………………………………………..
…………………………………………………………………………………
2.Стадиями воспаления являются …………………………………………..
3.Причины воспаления выделяют…………………………………………..
…………………………………………………………………………………
4.Признаки воспаления делятся на две группы……………………………
5.Различают пять местных признаков воспаления………………………..
…………………………………………………………………………………
6.К видам фибринозного воспаления относятся…………………………..
7.Гнойное воспаление включает разновидности ………………………….
………………………………………………………………………………….
8.При фибринозном воспалении на слизистых образуется………………
………………………………………………………………………………….
9. При крупозной пневмонии в стадии серого опеченения доля
легкого становится ………………………………………………………………………….
10. При дизентерии исходом воспаления является ……………………….
11. В центре гуммы печени при сифилисе наблюдается ………………….
Задание 7. Ситуационные задачи
Решите ситуационные задачи
1.У пациента, получившего ожог кожи, наблюдается образование пузырей вследствие отслоения эпидермиса. Пузыри наполнены прозрачной жидкостью.
Вопросы: 1. К какому типу воспаления относится данный случай?
2. Какое течение болезни следует ожидать?
2.Больной госпитализирован в клинику в связи с болезненным округлым очагом в ягодичной области на месте инъекции магнезии. При поступлении наблюдалась лихорадка до 40° С, лейкоцитоз — 20х109 /л. при разрезе из очага выделилось сливкообразное содержимое.
Вопросы: 1. Какой тип воспаления наблюдается у больного?
2. Какая разновидность данной формы воспаления?
Задание 8. Кроссворд
Заполните кроссворд по теме
Вопросы
По горизонтали:
1. Скопление гнойного экссудата в полых органах.
2. Одна из физических причин воспаления.
5. Один из общих признаков воспаления.
6. Одна из физических причин воспаления.
8. Увеличение числа лейкоцитов в единице объёма периферической крови.
10. Ограниченное гнойное воспаление.
По вертикали:
3. Местное проявление воспаления.
4. Первая стадия воспаления.
7. Процесс размножения клеток , завершающая стадия воспаления.
9. Воспаление печени.
11. Выход из сосудов в ткань жидкой части крови.
Кроссворд
по теме: «Воспаление»
11
10
9
8
7
6
4
5
3
2
1
Список литературы
Верещагин, Н.В. Патология вертебрально-базилярной системы и нарушения мозгового кровообращения /Н. В. Верещагин.- М.: Медицина, 1980.
Верткин, А. «Запущенная» патология /А. Верткин //Медицинская газета.-2016.-№68.-С.10-11
Жук, И. А. Общая патология и тератология: учеб. пособие /И. А. Жук.- М.:Академия,2003
Иванов, А. От «Туберкулеза – минус» — к Stop ТВ! /А. Иванов // Медицинская газета.-2017.-№15.-С.5
Маркус, Д. А. Головная боль /Д. А. Маркус: пер. с англ. Под ред. Г. Р. Табеевой.- М.:ГЭОТАР-Мндиа, 2010
Насонова, В.А. Патогенетическая терапия ревматических заболеваний/ В. А. Насонова.- М.: Медицина, 1985.
Патофизиологическая анатомия и физиология: учеб. пособие /под ред. М.К. Недзьведь.- Минск.: Вышейшая школа, 1997.
Патофизиология в рисунках, таблицах и схемах / под ред. В. А.Фролова.-М.:МИА, 2003.
Патофизиология. Курс лекцией / Под ред. Литвицкого П.Ф.- М.: Медицина, 1997.
Пауков, В.С. Патология: Учебник /В. С. Пауков, В.С. Литвицкий . – М.: Медицина,2004 .
Прощаев, К. Риски для здоровья и их профилактика у длительно лежачих пациентов / К. Прощаев // Медицинская газета.-2015.-№90.-С.9
Серов, В.В. Патологическая анатомия: Атлас /В. В. Серов. – М.: Медицина, 1986.
Серов, В.В. Патологическая анатомия: учеб. пособие /В. В. Серов – М.: Медицина, 1998.
Фролькис, Л.С. Синдромная патология и дифференциальная диагностика внутренних болезней /Л. С.Фролькис.- М.:АНМИ, 2003.
Частная патология: учеб. пособие / под ред. С. Н. Попова.-М:Академия, 2004
Шабанов, А.Н. Патогенез и лечение облитерирующего эндартериита /А. Н. Шабанов.- М.: Медицина, 1983.
Шулутко, Б.И. Патология почек. Клинико-морфологическое исследование / Б. И. Шулутко.- Л.: Медицина, 1983.
Приложение 1
Деловая игра: врач – больной
Больной обратился к врачу в поликлинику по поводу сильных болей во втором пальце кисти. Врач обнаружил покраснение и отек пальца, на концевой фаланге – очаг округлой формы зеленоватого цвета. При вскрытии очага выделилось содержимое сливкообразной консистенции, образовалась полость.
Больной: « Доктор, у меня палец совсем разболелся».
Доктор: «Давайте, посмотрим, что тут у вас».
Больной: «Вот, попала заноза, а удалить ее забывал».
Доктор: «Теперь придется вскрывать гнойник, иначе гной будет распространяться по руке, нужно было обращаться раньше».
Больной: «Спасибо, доктор».
Вопросы по деловой игре
1. Какой вид воспаления наблюдается у больног?